Трехсторонний газовый союз между Россией, Казахстаном и Узбекистаном, который Владимир Путин начал продвигать в прошлом году, наконец, обретает форму. Поначалу партнеры проявляли неохоту, опасаясь энергетической зависимости от России, но необходимость развития энергетической инфраструктуры изменила мнение лидеров двух центральноазиатских стран.
В мае Узбекистан согласился закупать газ у России, чтобы смягчить болезненный энергетический кризис, и на этой неделе подписал контракт об импорте 2,8 млрд кубометров в год. Цена, которую заплатит Ташкент, не разглашается.
Центральная Азия подверглась мощному давлению США, направленному на разрыв отношений с Россией. Госсекретарь Энтони Блинкен посетил регион в начале этого года, чтобы предостеречь правительства от действий, способствующих обходу санкций. Но, несмотря на то, что на словах они поддерживают требования Вашингтона, похоже, все пять стран Центральной Азии ведут бизнес по-прежнему.
«После российского вторжения в Украину любое расширение сотрудничества с Россией выглядит рискованным и непоследовательным, учитывая, что страны Центральной Азии в течение последнего года пытались дистанцироваться от Москвы», – говорится в аналитической записке Темура Умарова, научного сотрудника евразийского центра Карнеги.
«Но воспринимать Россию как главную угрозу государствам Центральной Азии – это скорее взгляд со стороны. Местные режимы гораздо более обеспокоены тлеющим внутренним недовольством, чем геополитическими амбициями Москвы, поскольку это недовольство в любой момент может вылиться в массовые протесты. События нынешней зимы показали, что дефицит газа может стать последней каплей», – добавил Умаров.
Казахстан обладает запасами природного газа в объеме более 3 миллиардов кубометров, а Узбекистан – 1,8 миллиарда. Эти страны ежегодно добывают более 30 и 50 млрд. кубометров соответственно, что должно быть достаточно для удовлетворения внутреннего спроса. Однако проблема в том, что быстрый рост потребления, рост численности населения и промышленное развитие создают все большую напряженность на газовом рынке.
Как сказал в 2021 году бывший министр энергетики Узбекистана Алишер Султанов, в стране достаточно газа для трех Узбекистанов, но прошлой зимой перебои с отоплением и дефицит газа в Ташкенте привели к массовым протестам.
В начале прошлого года дефицит газа вызвал протесты в Казахстане, в которых приняли участие более миллиона человек. А энергетический кризис в Узбекистане стоил должностей многим высокопоставленным чиновникам, поскольку режим президента Шавката Мирзиеева принял жесткие меры для обеспечения общественной поддержки.
И Казахстану и Узбекистану требуется больше газа, и единственные страны, к которым они могут обратиться – это Россия и Туркменистан.
В Туркменистане много газа – ежегодная добыча там составляет более 80 млрд кубометров – но он оказался ненадежным партнером. Россия же, напротив, не только обладает достаточными запасами газа, но и крайне заинтересована в развитии экспортных маршрутов на востоке после того, как ее отрезали от европейского рынка.
Конфликт на Украине осложнил отношения России с Центральной Азией, поскольку Ташкент и Астана пытаются найти новое равновесие, позволяющее продолжать экономические связи, но при этом избежать введения вторичных санкций США. Новый газовый хаб, которые строят три страны, свидетельствует о том, что в экономическом отношении они остаются столь же тесно связанными, как и прежде.
Российский газовый гигант «Газпром» продолжает оказывать существенное влияние на энергетический сектор Узбекистана благодаря партнерским отношениям с местными олигархами. Санкции в отношении России и прекращение поставок трубопроводного газа в Европу открыли возможность договориться о выгодных ценах. Сегодня рынок принадлежит покупателю, и цены на российский газ потенциально могут быть ниже тех, что Китай платит за газ, импортируемый из Центральной Азии. В условиях дефицита, Узбекистан мог бы легко увеличить свой экспорт за счет избытка газа в России. Прошлой зимой Ташкент публично заявлял, что вынужден был нарушить обязательства по экспорту в Китай из-за энергетического кризиса.
По мнению Умарова, импорт российского газа для внутреннего потребления по низким ценам может позволить увеличить объем экспорта в Китай, получая при этом существенную прибыль. Однако, общественность по-прежнему настороженно относится к сделке с «Газпромом».
Итак, трехсторонняя газовая сделка является экономической победой для всех трех ее участников, но она представляет собой проблему с дипломатической точки зрения, поскольку еще больше усиливает влияние России в регионе, тогда как «станы» стремятся дистанцироваться от Москвы в условиях новых геополитических реалий.
Читайте нас: