Вот уже и июнь. То есть сезон безумного российского туризма открыт. Уже сейчас, несмотря на угрозу очередной попытки переворота в Турции, клиенты выстроились в очередь на рейс до Анталии. Народ, который некогда считался самым читающим в мире, а в туристической группе, состоящей из граждан нашей Родины, всегда нашлись бы пара-другая граждан, готовых договорить за гидом, после 90-х сильно изменился. Увы…
Огромная часть современных российских туристов — это гипертрофированные потребители, столь увлечённые поглощением содержимого кабаков и торговых центров, что меркнет и формальная логика, и даже инстинкт самосохранения.
Пару лет назад июньским утром я направился в магазин за опрометчиво не купленной накануне минералкой. Стакан минеральной воды или кефира по утрам иллюзорно скрашивает мои прочие дурные привычки. В очереди передо мной оказалась пара мужчин среднего возраста и барышня, которые пытались купить в 10 часов утра пиво, коньяк, ром и пару бутылок вина.
В Краснодарском крае подобные покупки невозможно сделать раньше 11 часов утра. Это компании и объяснила продавщица. В ответ, видимо, предводитель троицы заявил: «Да я ещё сверху пять тысяч кину — только быстрее пробивайте».
Продавщица отказалась. Не выдержал и я, напомнив господам, что штраф за продажу алкоголя в Краснодарском крае начинается в районе 25 тысяч рублей. И, соответственно, потуги этой компании с её жалкой попыткой эдакого аристократического позёрства ценой в 5 тысяч выглядят лишённой всякого смысла. Но тут глава этих «аристократов» заявил: «Вы тут на юге совсем зажрались!»
Уж не помню, чья именно челюсть первой отвисла — моя или продавщицы. Однако в итоге компания «не южан» побросала свой алкогольный груз обратно на полки и, сопроводив свой уход гневными взглядами в сторону меня и женщины за кассой, покинула магазин.
И это только внутренние туристы. А самих подобных историй у автора масса, но вспоминать их неприятно, так как лозунги «хватит кормить Москву» или «хватит кормить Кавказ» одинаково деструктивны и нелепы. Ну а что же можно сказать о туризме внешнем, который давно стал предметом сатиры, и не зря?
Что же вы себя не бережёте?
При Советской власти зарубежный туризм был делом проблематичным. И вопрос не только в том, что не все банально могли позволить выехать за пределы Союза. Перед самой поездкой будущий турист должен был сдать своеобразный экзамен по истории страны, которую собирается посетить. Гражданина тщательно инструктировали и проводили дежурный политпросвет. Это раздражало, это становилось предметом сатиры.
Однако, как всегда, общество начинает отмечать положительные моменты, только когда их лишится. И как бы ни критиковали советский Отдел виз и регистрации (ОВИР) перспективный турист вольно или невольно относился к будущей поездке достаточно ответственно. А вот стоило половине государственных структур накрыться демократией в 90-е годы, как российский турист сам стал предметом шуток.
Но если бы наши туристы просто становились персонажами комичных видео в сети. Всё гораздо хуже, так как безответственность умножается ещё и на исключительно рекламно-буклетное восприятие реальности. Не станем вспоминать, как ещё в конце «нулевых» в модной тогда Черногории местные карманники буквально кормились на российских туристах, как несмотря на кровавую поступь «Арабской весны» наши граждане тысячами оккупировали пляжи Египта и Туниса… Достаточно окинуть взглядом последнее лет семь-восемь.
Так, в июле 2016 года после неудачной попытки государственного переворота в Турции и начавшихся волнений тысячи граждан России уже не просили, а требовали доставить их на Родину. В авральном режиме были введены дополнительные рейсы, а 16 июля «Росавиация» была вынуждена ввести запрет на отправку россиян в Турцию. Оказалось, пока одни старались вырваться из страны, стоящей на пороге гражданской войны, у других «горели» путёвки, а голос разума молчал, видимо, набрав в рот дешёвого турецкого алкоголя.
Если же кому-то покажется, что с последними всё ясно, но вот первую туристическую группу можно понять, ибо «ничто не предвещало», боюсь, расстрою читателя. Российский самолёт наши турецкие «партнёры» уже сбили, турецкие «Братья-мусульмане» (признана террористической организацией) уже вполне вольготно чувствовали себя под крылом Реджепа Эрдогана, количество терактов в стране неуклонно росло…
А напоминать читателю про турецко-курдский конфликт, который носит характер вялотекущей войны, автор считает верхом неуважения.
Но, как ни странно, ничто из этого не может поколыхать веру в безмятежный и по тем временам бюджетный отдых. Единственное, что хочется сказать данным персонажам, готовым рискнуть, — оставляйте хотя бы детей дома.
Разумеется, пару очень мрачных мазков к портрету добавила и недавняя пандемия. Ещё в январе 2020 года ВОЗ объявила обнаруженный в Ухане вирус чрезвычайной ситуацией в области общественного здравоохранения, имеющей международное значение. А уже в начале марта пандемия получила свой полноценный статус. Страны начали потихоньку закрываться, а международная паника только отягощала создавшееся положение. И, казалось бы, пора вернуться домой, не рассчитывая, что, по сути, чужие страны, которые уже начали воровать друг у друга медицинское оборудование и средства защиты, станут заботиться о безопасности каких-то там туристов.
Тысячи и тысячи российских граждан продолжали выжимать последние крохи из своих путёвок и туземных отелей с «all inclusive». Но это не помешало позже этим самым туристам жаловаться, что власти страны пребывания внезапно закрыли границы и не давали более суток на принятие решения о вылете. Естественно, досталось и российским дипломатам.
Но, верно, самое забавное, что отечественные туристы вдруг, к собственному удивлению, познакомились не с официантами, торговыми центрами и СПА-салонами, а с местным населением и их нравами. Вот
А вот как
Да, да, в очередной раз армия туристических потребителей, греющихся на солнышке и совсем не замечавших какую-то там пандемию, мешавшую отпускному настроению, требовали помощи у государства, про которое они всё-таки вспомнили.
Как туристов учили «мудрости» в Индии?
Разумеется, среди всей развесёлой туристической армии потребителей есть и свои «аристократы». Это потребители информированные. Та группа, которая твёрдо держит руку на пульсе модных трендов и претенциозных маршрутов. Они замечательным образом умудряются сочетать ментальность типичного дежурного обитателя торгового центра и флёр одухотворённого путешественника.
Нет, по сути, это та же толпа туристов, обвешанных гаджетами, зарегистрированных во всех мессенджерах и социальных сетях, глядящих на мир из окна автобуса с кондиционером. Но упаковка в последнее время куда важнее содержания, особенно если его нет в помине.
Кстати, самых высот этой антуражной духовности достиг Борис Гребенщиков. Он, который в своей жизни умудрился монетизировать всё, к чему прикоснётся, пользуется репутацией высокодуховного «буддиста». Нет, Гребенщиков не постигал тайные учения в высоких горах в обнимку с яком, питаясь только тибетским чаем и жареной ячменной мукой.
Наоборот, Борис всегда проживал в неплохих апартаментах. А имидж далай-ламы, как говорится, на минималках он сколотил дружбой с разнообразными самозваными гуру, многочисленными фенечками, развешанными по Гребенщикову, что ёлочные игрушки, и показными «молитвами» на концертах.
И именно Борис отчасти сыграл роль рекламщика для туристической «аристократии», желавшей одухотвориться, но через хотя бы 3-звёздочный монастырь где-нибудь в Индии.
В 2020 году эту рафинированную иллюзорно идиллическую картину в черепных коробках наших туристов в Индии, мягко говоря, скорректировали. Туристов выселяли из гостиниц, местные «одухотворённые» Буддой, Кришной и Шивой туземцы бросали в туристов камни с криком «корона, корона», а сотрудники правопорядка не только не мешали этому, но ещё периодически и сами делали «белым» физические замечания с помощью «латхи» — знаменитой бамбуковой палки.
Но, пожалуй, в самую трагикомическую ситуацию попали граждане, остро жаждущие неких древних практик, которые якобы прививают в индийских ашрамах вместе с пресловутой точкой на лбу. За соответствующую плату в этих заведениях дежурные мудрецы готовы босиком погулять со страждущими глубинной истины и побормотать с ними молитвы, сидя на корточках.
Когда же началась пандемия, мудрецы в самом деле рассудили весьма мудро. Если турист желал покинуть ашрам, чтобы попытаться добраться до аэропорта, то обратно его не пускали. Либо продолжай просвещаться по таксе, либо ищи счастья в преимущественно закрытых гостиницах и аэропортах. Таких нюансов в рекламных буклетах явно не упоминали. Но ОВИР закрыт, а дивный новый мир совсем не такой, как твердит реклама и разнообразные передачи о путешествиях, из которых торчат уши туристических агентств.
Ешь, молись, люби? Порядок верный?
Конечно, во всём винить соотечественников, развалины ОВИРа или неприкрытое лицемерие лидеров мнений из отечественной богемы — глупо. Запад, как законодатель мод, активно продвигал и продвигает глобализм, подпоркой которого непременно выступает гедонизм с его жаждой наслаждений.
К примеру, в 2010 году стараниями «фабрики грёз» вышел, по моему скромному мнению, апофеоз современной туристической «философии» — картина «Ешь, молись, люби» с Джулией Робертс в главной роли. Героиня, весьма обеспеченная женщина, вдруг устала от брака и желает «выйти из зоны комфорта».
«Выход», естественно, сопровождался тугим кошельком и вояжем по Италии, Индонезии, Бали и тогда ещё модной Индии. Название фильма — это фактически отражение сюжета. Барышня в промышленных масштабах потребляла экзотическую для неё еду, молилась в рамках религии, которую никогда не исповедовала и в которой ничего не понимала, а заодно и «любила» кого-то более «экзотичного», нежели её бывший муж. Конечно, «happy end» прилагается.
Кадр из фильма «Ешь, молись, люби»
Между прочим, фильм основан на частично биографическом романе Элизабет Гилберт «Eat, Pray, Love». Гилберт в самом деле рассталась со своим мужем ради замужества с более «экзотичным» парнем Хосе Нунесом. Но и с Хосе она рассталась
Казалось бы, проходная книжонка, хотя автор (или авторка, как ныне принято говорить на ниве применения феминитивов) до сих пор читает лекции и печатает книги, и такой же проходной фильм. Однако в контексте общего информационного фона это уже сделало свой вклад в конструирование некоего «нового человека», а по сути, человека-функции.
В конце концов можно просто взглянуть на современные телепередачи и целые каналы, специализирующиеся на «путешествиях». Забудьте про «Клуб путешественников» и про Юрия Сенкевича, который неоднократно лично участвовал в настоящих экспедициях, а не экскурсиях выходного дня.
Сейчас около половины эфира «путешествующих» телеканалов будут отданы под обзоры ресторанов, закусочных и целых базаров. Периодически всё это действие будет разбавлено местными клубами, пляжами и парой музеев, но на этом всё. Целые передачи и ведущие специализируются на посещении зарубежных трактиров. К примеру, пользуется популярностью иностранное телешоу «С ложкой по свету».
Культура, традиции, автохтонные особенности стран, положительные и отрицательные стороны, которые имеют особенность быть продолжениями друг друга — всё это осталось в «Клубе путешественников». Поэтому турист, вооружённый «ложками по свету», которые являются просто визуализацией брошюр турагентств, дико удивляется, когда экзотическим массажем начинает заниматься индийская полиция с помощью бамбуковой палки.
Старый российский турист напоминает мамонта
Кому-то покажется, что автор сгущает краски, но факты говорят об обратном. Так, в 2018 году в Латвии вспыхнул нешуточный скандал. Некая латышская девушка по имени Лелде засветилась в информационном пространстве со своим криком души. Оказалось, что дама пыталась сделать карьеру в сфере обслуживания, но ей везде указывали на дверь из-за незнания русского языка.
За девушку
Оказалось, что демагогия про европейскую замену армии российских туристов так и осталась демагогией. И дело даже не в том, что у европейцев своих средневековых замков и сараев навалом.
Во-первых, европейский турист, подвергшийся глобализации и унификации, не испытывает никакого пиетета к старой Риге или Таллину. Ныне он жаждет ярких фестивалей, ресторанов, пляжей и… алкоголя. Даже те немногие бюджетные скандинавы, прибывающие в Прибалтику, чаще всего совершают секс- или алко-тур. Этих посиневших персонажей уик-энда можно иногда встретить на выходных в баре или магазине в гостиничных тапочках, в халате и с бутылкой водки в руке.
Юрий Сенкевич с макетом папирусной лодки «Ра», на которой он в команде Тура Хейердала пересёк Атлантику. Ностальгическое фото
Во-вторых, значительно сокращается и количество российских туристов. Конечно, санкции и русофобия играют свою роль, но свой весомый вклад вносит само время. Те россияне, которые были воспитаны в СССР и ностальгировали по той европейско-советской витрине, уходят по известным причинам. А молодая поросль уже росла под воздействием глобалистских тенденций и мало чем отличается от евротуристов.
В-третьих, несмотря на то, что Таллину и Риге есть что показать, Прибалтика столкнулась с невозможностью эту простую мысль донести до потенциальных потребителей. Ну не может Прибалтика позиционировать себя в Европе в стиле «must-see» и «must-have». Нет средств для медиа, конкуренция высокая, а западного Сенкевича на горизонте не наблюдается, если он вообще существует.
Так что же делать — вернуть ОВИР? Обязать турагентства подробнее информировать клиентов, кроме стандартного «сюда не ходи, снег в башка попадёт»? Бессмысленно. Современный турист лишь очередной нюанс создания унифицированного глобального потребителя. Тут не профилактика, а тотальное лечение общества от «западных ценностей» требуется.
Сергей Монастырёв,
Читайте нас: