Автор Telegram-канала «Пиночет печет печенье» рассказывает о том, что происходило весной 2023 года в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Япония продолжает пересматривать свой статус «пацифистской» державы. Страна начала модернизацию собственного флота и приняла три новые военные программы, которые заложили увеличение оборонного бюджета на ближайшие годы. Токио готовится идти дальше: теперь Япония разрабатывает гиперзвуковые средства поражения внутренних районов Китая, а также усиливает свои связи с НАТО и США.
А Республика Корея пытается не отставать от восточного соседа. Сеул сумел уговорить Вашингтон на размещение в своей акватории ядерных подлодок, что привело к «нуклеаризации» и северной, и южной части Корейского полуострова. КНДР в ответ запускает на орбиту спутники-шпионы, так как опасается внезапного нападения со стороны соседей.
Автор Telegram-канала «Пиночет печет печенье» рассказывает о том, как Япония пытается стать «великой державой» и разработать гиперзвуковое оружие, как Республика Корея получила «ядерный зонтик» от США и как КНДР пытается развернуть собственную группировку спутников-шпионов на орбите.
Японский гиперзвук
С начала 2023 года Япония уверенно пытается переформатировать себя в полноценную великую державу. Страна планирует многократно увеличить военные расходы. Эрозии подвергаются пацифистские принципы японской Конституции, позволявшие ей долгое время сохранять нейтралитет. Но у каждой великой державы должны быть враги. Для Японии такими стали Китай, Россия и КНДР.
Министерство обороны Японии 6 июня обнародовало программу разработки нового гиперзвукового оружия для Сил самообороны, которая обойдется в 2,3 миллиарда долларов в течение 10 лет. Корпорация Kawasaki Heavy Industries (KHI) займется созданием наземных противокорабельных комплексов.
По своим характеристикам будущее оружие больше всего напоминает американские ракеты типа «Томагавк». С одним исключением — закладывается дальность полета в 2500 км. Де-факто это означает возможность наносить удары по морским базам ВМС Народно-освободительной армии Китая, включая ремонтные заводы и логистические системы в глубине КНР.
Помимо этих ракет, корпорация Мицубиси собирается запустить в серийное производство гиперзвуковой модуль Block II HGV. Принцип работы у него такой же, как у российского «Авангарда». Разгон осуществляется ракетой-носителем, после чего специальный снаряд на гиперзвуковой скорости «планирует» к цели. Скорость и дальность полета нового оружия исключает его применение в оборонительных целях — нет, это «оружие сдерживания», необходимое для нанесения разрушительных ударов по защищенной инфраструктуре, в первую очередь в Китае.
Одновременно с этим с 1 по 7 июня японские, американские и филиппинские корабли Береговой охраны отрабатывали задержание нарушителей в акватории Южно-Китайского моря. По традиции эти учения были направлены исключительно против Пекина, о чем с готовностью сообщили сами их участники. К тому же учения прошли «случайно» аккурат после того, как китайское судно имитировало нападение на американский эсминец и канадский фрегат в акватории Южно-Китайского моря.
Китай уже успел выразить свою «озабоченность». А японцы — заявить, что все новые военные программы приняты исключительно ради обороны.
Дипломатические маневры Токио
Тем не менее две крупнейшие экономики восточной Азии пытаются наладить дипломатические мосты. 30 мая японская организация «Фонд мира Сасакавы» объявила, что японские и китайские военные стран собираются возобновить встречи. Последний раз такие обмены мнениями состоялись в 2018 году, их продолжению помешала пандемия. Всего с 2001 года 152 японских военных посетили своих коллег в Пекине, а с китайской стороны Токио посетили 228 человек.
В этот раз японские военные собираются посетить Китай в июле 2023 года. Обратный визит вежливости со стороны КНР пока что не обозначен, и далеко не факт, что он состоится. Да, министры обороны обеих стран 16 мая лично переговорили по секретной горячей линии. Премьер-министр Японии Фумио Кисида заявил, что его страна «будет строить конструктивные отношения» с Пекином. Но результаты саммита «Большой семерки» (G7), который прошел с 19 по 21 мая в Хиросиме, позволяет говорить о другом.
Что касается налаживания отношений с Китаем, то к несомненным плюсам для Японии следует отнести совместную декларацию участников саммита. Страны G7 подтвердили свое видение безъядерного будущего, приверженность многочисленным договорам об ограничениях ядерных испытаний, нераспространения ядерных материалов и тому подобным положительным принципам
А вот к минусам — непоследовательность Токио, который пытается и себя в безъядерные державы записать, и США в наращивании ядерного арсенала поддержать. Базируется это на страхе перед китайской программой ядерного перевооружения, согласно которой к 2035 году у Пекина должно быть 1500 боеголовок на дежурстве. Проблема пошла с 2010-х годов, когда в США спровоцировали новую гонку атомных вооружений, но Китай к ней по-настоящему присоединился только сейчас.
Останавливаться Вашингтон не собирается. Более того, всех своих союзников, включая Японию, США предупреждали от «чрезмерного», по их мнению, проталкивания договора о запрещении ядерного оружия. Токио прислушался — поэтому на первую встречу государств участников договора о запрещении своих официальных представителей он не послал. Так что самостоятельность решений Японии даже в важных для нее сферах — под вопросом. Даже в области ядерного оружия, действительно больной для себя темы, Токио действует с оглядкой на Вашингтон.
На этом согласованность своей политики с Вашингтоном не закончилась. Премьер-министр Японии Фумио Кисида пообещал Владимиру Зеленскому, который посетил саммит, поставку 100 транспортных средств и 30 тысяч сухпайков. Кроме этого Япония направила большие денежные средства в фонд при ООН, откуда будут финансироваться разминирование украинских территорий, снабжение беженцев и закупки энергогенераторов.
Самым важным, пожалуй, маневром Токио на саммите стало заключение контрактов с Лондоном в области обороны и энергетики. Отход страны от пацифистского прошлого, начавшийся 20 лет назад, когда премьер Дзюинтиро Коидзуми согласился послать войска в Ирак на помощь США, успешно продолжается. Токио фактически подтвердил, что будет сотрудничать с наиболее агрессивными силами в Европе, для которых Россия — это «враг №1». С обратной стороны, страна продемонстрировала поддержку США, для которых «врагом №1» стал Китай.
Япония и НАТО
Стратегическая «раздвоенность» Японии была наглядно продемонстрирована в 2022 году. «Сначала на Украине, а потом в Восточной Азии», — с таким посланием премьер Кисида выступил на встрече Диалог безопасности Шангри-Ла в Сингапуре в прошлом году, подразумевая возможное вторжение Китая на Тайвань. После этого Япония стала наращивать военные связи с союзниками США в регионе. В рамках новой стратегической инициативы, первой оказалась Республика Корея в марте 2023 года. На очереди Филиппины, Вьетнам и Таиланд.
НАТО даже собирается создать в Японии «офис связи». Причины для достаточно банальны, Альянс, выражающий волю своего американского гегемона, хочет получить еще одни глаза и уши в регионе.
С этой точки зрения, Япония — это отличный выбор. Страна увеличила военный бюджет, и в ближайшие 10-15 лет станет третьей по оборонным расходам. У Токио высокий уровень кооперации с европейскими союзниками США по НАТО — например, с Италией и Великобританией Страна восходящего солнца разрабатывает перспективный истребитель следующего поколения. Делается все необходимое для унификации японского вооружения и вооружений Альянса. Кроме того, у Японии хорошие и постоянно укрепляющиеся военные связи с Индией. В перспективе это будет значимым сдерживающим фактором для развития связей между Дели и Москвой. Кроме того, это хороший плацдарм для наблюдения за состоянием дел в Индо-Пацифике, а также неплохая страховка для военного альянса QUAD, если вдруг Индия решит сократить или отозвать свое участие в нем.
Решительный отход премьера Кисиды от нейтралитета поддерживают большинство японцев. Даже опрос, проведенный левой газетой Asahi Simbun свидетельствует, что более половины населения поддерживают военную помощь США, если те будут втянуты в бои за Тайвань. А среди традиционно консервативных правых японских избирателей и националистов поддержка новой политики Токио близка к 75-80%. В Вашингтоне только рады — в Пентагоне придерживаются постулата о том, что без Японии не удастся «сдержать» Китай.
Можно сказать, что все решения, принятые весной 2023 года в Токио, служили одной цели — превратить Японию в надежный плацдарм для противостояния Китаю. И здесь самый главный вопрос — сможет ли Япония дотянуть до 2030-х годов, когда у нее на вооружении должны появиться боевые системы, потенциально способные компенсировать слабость островного положения страны.
Вашингтонская декларация для Кореи
Республика Корея и США в конце апреля 2023 года приняли «Вашингтонскую декларацию». Этот документ стал значимым достижением для Южной Кореи, которая вслед за Японией также пытается поменять свой статус в регионе.
Согласно этому документу, США впервые за 40 лет разместят в акватории Южной Кореи атомные подводные лодки. К такому шагу Вашингтон подтолкнули настойчивые попытки Сеула обзавестись собственным ядерным арсеналом. Согласно последним опросам, более 75% граждан Республики Корея выступают за «нуклеаризацию» — все ради того, чтобы противостоять КНДР, у которой уже есть оружие массового поражения. Этим соглашением Вашингтон пытается не допустить перезапуска атомной программы Сеула, гарантировав ему «ядерный зонтик».
Обнародованная декларация также должна была улучшить позиции президент Юн Сок Ёля на родной политической арене. Оппозиция была недовольна тем, что он практически никак не прореагировал на «Файлы Пентагона», из которых выходило, что Вашингтон прослушивал Сеул. Юн даже публично заверял Вашингтон в своей «непоколебимой дружбе».
Спустя пару недель случился еще больший скандал. В марте 2023 года на встрече с японским визави глава МИД рассказал о планах «преодолеть» решение Верховного суда Южной Кореи о компенсациях со стороны японских корпораций для корейских жертв Второй мировой войны. Еще спустя месяц Токио заявил о территориальных претензиях — мол, Сеул незаконно оккупировал остров Токто (Такэсима). Попытки Юн Сок Ёля «спустить дело на тормозах» вызвали дикий скандал, и его рейтинг одобрения упал с 35% до 30%.
Однако как бы ни негодовала корейская публика, остается впечатление, что вариантов у Сеула не так уж и много. С одной стороны, страна зависит от китайского рынка, и более трети экспорта идет именно туда. С другой стороны, 40% южнокорейской торговли и 90% импорта нефти идут через западные акватории Тихого океана. Противостояние Китая и США из-за Тайваня в случае войны обрекает Южную Корею на очень жесткую блокаду, и это может столкнуть лбами Сеул и Пхеньян.
Однако у Пхеньяна в этом случае есть преимущество — ядерное оружие. И если в 2015 и 2016 Южная Корея была настроена решить вопрос с северянами мирно, то неудача такого подхода привела к выбору военного сдерживания Пхеньяна. До 2028 года расходы Сеула на оборону должны расти на 7% ежегодно. Помимо этого, Республика Корея стремится усилить дипломатические связи с антикитайским блоком своих соседей — Японией, Филиппинами, Вьетнамом, а также с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона — Малайзией, Индонезией, Сингапуром и Таиландом. А пока Корея не стала, как того желает, «осевой державой» Азии, она занимается нуклеаризацией Корейского полуострова.
Пхеньянские спутники на орбите
Власти КНДР отреагировали на «Вашингтонскую декларацию» привычным образом — выпустив 29 апреля заявление о «стойкости и непреклонности» Пхеньяна, который «уничтожит любого, кто покусится на его суверенитет». И пообещали ответить «соответствующим образом».
Особенно Пхеньян задела созданная Сеулом и Вашингтоном «Ядерная консультационная группа», которая будет координировать меры по сдерживанию атомной угрозы со стороны северян. Дополнительно 30 апреля было выпущено очередное сообщение, в котором Пхеньян осуждал президента Юна за силовой подход к урегулированию корейской проблемы.
После этого 31 мая Пхеньян запустил ракету «Чоллима-1» с разведывательным спутником на борту. Однако до орбиты он не долетел и упал в 200 километрах от юго-западного побережья Южной Кореи. В ответ на этот запуск министры обороны Японии и США заявили 1 июня на совместной пресс-конференции, что усилят наблюдение за запуском ракет со стороны КНДР. В настоящий момент между Республикой Корея, США и Японией существует соглашение 2014 года об обмене разведданными.
Но на этом Япония не собирается останавливаться. За месяц до запуска северокорейского спутника, Токио разместил на Окинаве несколько батарей улучшенных систем ЗРК Patriot, а также поставил на дежурство несколько эсминцев с системой AEGIS. Японцы были готовы сбить северокорейскую ракету-носитель. Сейчас на вооружении Японии есть 34 комплекса Patriot, которые прикрывают города и наиболее уязвимую инфраструктуру. Токио планирует и дальше совершенствовать свою систему ПРО, так что американские производители точно не останутся без заказов.
В настоящий момент эксперты уверены в одном — КНДР попробует еще раз запустить спутник-шпион. В 2012 и 2016 годах Пхеньяну удалось запустить в космос свои искусственные спутники. КНДР очень хочет получить собственную группировку на орбите, которая бы следила за военными приготовлениями южного соседа, а также, возможно Японии. Учитывая, насколько упорным бывает Пхеньян в важных для себя вопросах, можно предполагать, что он этого добьется — что даст дополнительный стимул для гонки вооружений в регионе.
Сейчас в Азии ядерное оружие есть у Китая и КНДР. В ответ Республика Корея готова разместить у себя американские ядерные субмарины. А Япония срочно разрабатывает гиперзвуковые системы, пригодные не только для нанесения ударов вглубь Китая, но и потенциально для оснащения их ядерными боеголовками.
Учитывая противостояние между Россией и США, можно сказать, что север Тихого океана на наших глазах превращается в регион, в котором тлеют несколько ядерных конфликтов.














