В пятницу Пекин заявил, что с 13 по 16 июня по приглашению Председателя КНР Си Цзиньпина президент Палестины Махмуд Аббас посетит Китай с государственным визитом. В тот же день официальный представитель Министерства иностранных дел Китая Ван Вэньбинь подтвердил намерение Пекина выступить в качестве посредника между Палестиной и Израилем и упомянул непосредственную роль Си Цзиньпина.
«Палестинский вопрос лежит в основе ближневосточной проблемы и имеет значение для стабильности в регионе, а также глобального равенства и справедливости. Китай всегда твердо поддерживал борьбу палестинского народа за восстановление его законных национальных прав. Будучи постоянным членом Совета Безопасности ООН, Китай и в впредь будет сотрудничать с международным сообществом в целях достижения справедливого и прочного решения палестинской проблемы», – заявил Ван.
Визит Аббаса и публичная дипломатия Пекина в целом наводят на мысль, что Китай уже прощупал почву в Израиле и Саудовской Аравии, и обнаружил первые обнадеживающие признаки. Поскольку «авраамические соглашения» (Abraham Accord) превращаются в несбыточную мечту, Израилю некуда идти и нечего больше терять. Очевидно, что США не удается укрепить свое региональное влияние.
Без сомнения, палестинская проблема лежит в основе ближневосточного кризиса. На протяжении десятилетий США и Израиль отвлекали от нее внимание, разжигая паранойю вокруг угрозы Ирана, но с нормализацией отношений между Тегераном и Эр-Риядом, похоже, Вашингтон и Тель-Авив угодили в собственную ловушку.
В прошлый четверг российская газета «Известия» сообщила, что «примирение между двумя давними противниками идет полным ходом». В статье цитируется заявление командующего ВМС Ирана о том, что ряд стран, включая Иран и Саудовскую Аравию планируют «сформировать новую морскую коалицию для действий в северной части Индийского океана».
Примечательно, что ОАЭ недавно решили выйти из возглавляемой США коалиции по обеспечению безопасности на море, объяснив, что решение было принято «после длительной оценки эффективности сотрудничества со всеми партнерами». Теперь Тегеран предлагает вместо этого региональную коалицию. По данным катарского портала Al-Jadid, ВМС государств Персидского залива, включая Иран, Саудовскую Аравию, ОАЭ и ОМАН будут сотрудничать в сфере безопасности с Китаем.
По мнению экспертов в Москве, эта региональная коалиция станет «позитивным шагом, поскольку стабилизация на Ближнем востоке окажет соответствующее влияние на соседние регионы: Центральную Азию, и, вероятно, Закавказье. Геополитическая конфронтация была навязана Эр-Рияду и Тегерану, но теперь они поняли, что имеют общие интересы. Это можно назвать прорывом».
Известный кремлевский политик Алексей Пушков даже написал, что эти тенденции «демонстрируют вновь обретенную независимость стран не-западного мира, которые развивают отношения без особой оглядки на США».
Действительно, посредничество в саудовско-иранском сближении придает убедительности инициативе Пекина по палестинскому кризису. Россия всем сердцем поддерживает эту инициативу. Москва также рассчитывает на скорейшее принятие решения о членстве Саудовской Аравии в БРИКС.
Тем не менее, палестинский вопрос до сих пор остается неразрешенным. Дело в том, что Вашингтону всегда не хватало целеустремленности и искренности намерений, а внутренняя политика США привела к хаосу. У Америки были все преимущества, но в Вашингтоне рассматривали любое палестинское урегулирование прежде всего через геополитическую призму. США хотели любой ценой сохранить свою региональную гегемонию и контроль над нефтяным рынком, а также использовать Иран в качестве пугала для стимулирования продаж оружия. Кроме того, они стремились не допустить роста российского присутствия в регионе. Но самое главное – Вашингтону было необходимо сохранить феномен нефтедоллара, который поддерживает статус американской валюты как резервной.
Китай начинает с чистого листа. У него прекрасные отношения с Израилем. Очевидно, Израиль серьезно озабочен по поводу собственного будущего. Прежняя самоуверенность исчезла. Нетаньяху выглядит постаревшим и усталым. С высоты своего регионального авторитета, Китай в состоянии предложить Израилю новый креативный подход, поддерживаемый всеми региональными игроками, который даже негосударственные субъекты так называемой «оси сопротивления» не посмеют подорвать.
Читайте нас: