Лента новостей

23:02
«Колоссальнейшие репутационные потери». Лидеры Русской Весны требуют найти убийц Рассела Бентли
23:01
Западу больше нечем помогать Украине — президент Чехии. При этом союзники один за другим объявляют о пакетах помощи Киеву
22:27
Одни «защитники» занимаются мародёрством в прифронтовых населенных пунктах, другие — «гоп-стопом» на западе Украины
22:26
Из Харькова вывозят на западную Украину заводы «Турбоатом» и «Электротяжмаш»
21:58
Запад передаст зарубежные храмы РПЦ под контроль патриарха Варфоломея
21:51
Палата представителей США на процедурном голосовании приняла законопроект о помощи Украине
21:50
В Кабмине Украины на следующей неделе грядут отставки
21:16
Министры обороны стран НАТО услышали Зеленского и пообещали ему новые поставки систем ПВО
20:42
ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 19 апреля
20:41
Россиянку, вдову ликвидированного нациста «Азова» принудили к контракту с бригадой
20:34
Россия прокладывает новые торговые пути в Азию, чтобы ослабить санкции
20:06
Жители Украины активно «сливают» россиянам координаты мест дислокации украинских военных и их техники
20:05
Лавров впервые озвучил роль Харькова в будущей демилитаризованной зоне
20:04
Немецкий производитель дронов намерен открыть еще один завод на Украине
20:03
В Донецке сообщили об убийстве американского ополченца Рассела Бентли
19:57
Никита Хрущёв: портрет в чёрно-белых тонах
19:18
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 19.04.2024
18:54
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации в период с 13 по 19 апреля
17:47
В Латвии уволили украинских учителей, потому что дети беженцев из Украины знают только русский
17:46
«Нарративы Кремля», открытки СССР и «процесс российских шпионов»: Украина и Эстония продолжают шагать по стези русофобии
17:45
Евросоюз ежегодно теряет €300 млрд, которые безвозвратно уходят в США
17:39
Мобилизация на Украине: беспредел «в законе»
17:36
Президент Казахстана Токаев запретил вейпы в стране
17:24
Главное в военных СМИ за неделю: перестановки на верфях ОСК, робот-эвакуатор для передовой, закладка танкера проекта 23630
17:07
«Из 85 получаешь 35, ну 40 потолок». В ДНР рассказали о зарплате водителей в 65−85 тыс. рублей при 12−16 часах работы в день
17:06
Мигранта, убившего жителя Москвы, поймали в Ростовской области вместе с подельниками
17:05
Ректора Института русского языка имени Пушкина уволили за работу на мигрантов
17:04
Анналена Бербок и Биньямин Нетаньяху поссорились из-за Палестины
16:56
Финский премьер Орпо отказался общаться с русскоязычными гражданами на границе
16:22
В Париже мужчина пригрозил взорвать себя в консульстве Ирана
16:21
Угрожавшего взорвать посольство Ирана в Париже мужчину задержали
16:01
Впервые введены санкции ЕС против израильских поселенцев
15:49
Разгром ж/д инфраструктуры: последствия ракетных ударов в Днепропетровске и области (ФОТО)
15:46
Украина проиграла, а Голливуд с Вашингтоном не в курсе
15:44
Украинские военные обокрали мужчину на блокпосту
15:42
Путин подписал закон о проведении Всемирных игр дружбы
14:48
Медведев прокомментировал подготовку покушения на Зеленского в Польше
14:46
Нормандия-80: Хотели плюнуть в Россию, а плюнули в своих ветеранов
14:39
Орбан: вмешиваясь в конфликт на Украине, НАТО лезет не в своё дело
14:38
Львовские военкомы избили мужчину, который не захотел умирать за интересы Зеленского и его западных кураторов
14:37
Премьер Франции пугает французов негативными последствиями за отсутствие поддержки Украины
14:29
Парламент Гагаузии попросил вернуть русскому статус языка межнационального общения
13:57
Помогут ли боевикам ВСУ британские боевые лазеры?
13:53
Лавров объяснил недопустимость Швейцарии как площадки для переговоров по Украине
13:27
Forbes опубликовал список обедневших российских миллиардеров
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Флот»Канонерские лодки Фарси

Канонерские лодки Фарси


Канонерские лодки Фарси
Канонерская лодка Фарси с 240-мм орудием. Рисунок из журнала «Иллюстрация» 1869 г.



«…некрепкие ветви переломятся,
и плод их будет бесполезен,
незрел для пищи и ни к чему не годен».
Книга Премудрости Соломона, 4:5

История и корабли. Часто бывает так, и примеров тому множество, что придумывается и предлагается нечто на первый взгляд и полезное и выгодное во всех отношениях, но так почему-то успехов в итоге и не сыскавшее. За примерами и ходить-то далеко не надо. Всем памятна эпопея с суперэсминцем «Зумвалт». Но нового в этом абсолютно ничего нет. Так было и так будет.

А было нечто похожее во Франции в годы правления императора Наполеона III, мечтавшего иметь армию и флот, которые были бы достойны его великой державы. Тут-то ему и подвернулся некий Эжен Фарси, морской офицер и попутно изобретатель.

Родился он 19 марта 1830 года в Пасси и умер 26 февраля 1910 года в Париже. В возрасте 9 лет он записался юнгой на учебный корабль, и совершил на нем кругосветное плавание. Заняв 49-е место, он поступил в Военно-морскую академию в 1845 году и сделал неплохую карьеру морского офицера. Получил чин лейтенанта в 1859 году, стал капитаном фрегата в 1873 году, а затем вышел в отставку.


Страница из журнала с изображением стреляющей канонерки Фарси

Но известность ему принесла отнюдь не его карьера моряка, а склонность к изобретательству и конструированию. Так, в 1869 году он сконструировал канонерскую лодку, которая получила его имя, причем две его лодки использовались на Сене во время франко-прусской войны, а затем в Индокитае. Умер он после избрания депутатом от Парижа в парламент.

Ну а его канонерская лодка на бумаге не осталась, а была заложена по личному приказу Наполеона III в 1869 году. Построенный в Сен-Дени всего за пять недель мастерскими г-на Клапареда, этот кораблик обошелся казне всего в 25 000 франков, что вызвало у многих морских офицеров, а также и людей штатских, особенно журналистов, настоящую бурю положительных эмоций.

Но прежде всего о самой конструкции этого суденышка.

По сути это был речной катер длиной 15 метров и водоизмещением в 44 тонны. Осадка у него была небольшая, что позволяло проходить над минами противника. Непотопляемость обеспечивали короба по бортам. Нос имел характерные для французских судов таранные очертания.

Скорость составляла 6,5 узла, которую обеспечивали сразу две паровые машины мощностью 40 лошадиных сил, приводившие в действие два гребных винта. Реверс вращения винтов позволяет судну разворачиваться на месте.

Артиллерийское вооружение состоит из 240-мм пушки, установленной в носовой части судна и стреляющей 100-килограммовым снарядом только вперед. Система гашения отдачи обеспечивает откат ствола всего на 40 см. Экипаж – десять человек, включая командира.

Интересная форма корпуса этой канонерки, напоминающий французский деревянный башмак – сабо. Считалось, что эта канонерка решит важную задачу обороны и нападения в гаванях и на реках. Однако это общие слова.

Гораздо интереснее то, как это суденышко расписали господа журналисты…


Канонерка Фарси на Сене

Вот что о ней, например, писал популярный во Франции журнал «Иллюстрация»:

«Журнал стремится держать своих читателей в курсе многочисленных преобразований, которые последовательно претерпевает военно-морской флот. Поэтому он не мог не обратить особого внимания на канонерскую лодку лейтенанта Фарси, который довел систему канонерских лодок до такой степени совершенства, что морская инженерия вряд ли могла бы его превзойти.

Рисунок, который мы публикуем, представляет нашим читателям внешний вид этой новой боевой машины. Но мы, естественно, должны добавить сюда подробный анализ преимуществ, предлагаемых этой канонерской лодкой, с точки зрения конструкции, навигации, мощности и экономичности. Вот как проблема эта успешно решена.

Канонерская лодка г-на Фарси, построенная в мастерских г-на Клапареда в Сен-Дени, имеет форму башмака длиной шестнадцать метров, построенного из листового металла толщиной 3 миллиметра. Осадка 1 метр, вес орудия 15 000 кг, установка и станина орудия 7 000 кг; у нее есть две паровые машины, два гребных винта, а их мощность составляет десять лошадиных сил. В штате всего восемь человек.

Построенная таким образом канонерская лодка в самых благоприятных условиях движется со скоростью от 6 до 7 узлов. Судя по формам его корпуса, остойчивость такова, что при сильном ветре она может удерживать пушку весом 22 000 кг на высоте одного фута над центром тяжести корабля, не имея балласта в трюме. Остальные корабли имеют очень сильную качку, даже с балластом в трюме.

Со строительной системой мистера Фарси можно было бы плавать и торговым судам без балласта для обратного перехода, после выгрузки груза. Также можно было бы уменьшить осадку больших торговых судов, которые, таким образом, могли бы легче заходить в порты во время отлива. Плоское дно корпуса позволяет лодке подходить к самому берегу без опасности опрокидывания.

Соизмерима ли мощь канонерки с преимуществами конструкции и прочности на море? Факты ответят.

Канонерская лодка несет пушку, в которую загружается 24 кг пороха и которая выстреливает 300-фунтовый снаряд! Броненосный фрегат, пробитый одним из таких снарядов, сразу бы вышел из строя. По общему признанию, может показаться невозможным заставить такую хрупкую конструкцию поддерживать орудие такого мощного калибра, но опыт доказал не только то, что канонерская лодка полностью выполняла эту последнюю задачу, но и то, что тряска, вызванная выстрелом орудия, не вызывала на ней видимой усталости конструкции, и что она отлично вела себя на море.

Если мы теперь подумаем, что на дистанции 600 метров снаряд, выпущенный из этой пушки, пробивает броню толщиной 15 сантиметров, то мы легко поймем, что в бою все преимущества будут за этой маленькой канонеркой, почти полностью исчезающей под водой и почти неуловимой для противника. Это последнее соображение подводит нас к последнему и важному вопросу об экономии и полезности, которые третьи страны могут извлечь из новой канонерской лодки.

Мы знаем, какие огромные жертвы несут броненосные фрегаты нашему военно-морскому бюджету. Теперь, поскольку канонерская лодка г-на Фарси стоит всего 30 000 франков, мы могли бы, следовательно, по цене одного бронированного фрегата стоимостью 12 миллионов франков, создать огромный флот из 400 канонерских лодок, вооруженных пушкой, способной произвести ужасное опустошение в стане противника.

Мы видим, что независимо от экономического вопроса новая канонерка умудряется поднимать вопросы самого высокого политического порядка. Датчане, шведы, греки, все малые державы, у которых нет необходимых ресурсов для строительства бронированных флотов, смогут с новой системой канонерских лодок защищать свою территорию с небольшими затратами.

Что бы сделали испанцы, если бы у чилийцев было три или четыре канонерских лодки Фарси, чтобы потопить испанские фрегаты? Разве греки не смогли бы снять блокаду турецкого флота, если бы имели эту новую машину войны?

В заключение отметим, что канонерская лодка не похожа на многие новинки наших дней в состоянии проекта. Канонерская лодка существует; с ней производились опыты на Сене, в присутствии императора, в сопровождении маршала Ниэля, адмирала Риго де Женуйи и генерала де Бевиля, и все маневры канонерской лодки производились таким образом, чтобы давать полное и полное удовлетворение. Эксперименты неоднократно возобновлялись в Ла-Манше и всегда с тем же успехом».


Схема канонерки Фарси

На практике, однако, все было несколько иначе.

В 1870 году началась война против Пруссии, и Эжен Фарси получил свою канонерскую лодку для участия в боевых действиях. Его судно включили во флотилии Сены, в которую входили также яхта «Пуэбла» и восемь других судов. В сентябре флотилия пошла вверх по Сене от Жавеля до Берси и вела огонь по противнику в районе Севра и Медона. В ноябре шесть канонерских лодок были разоружены и передали свои орудия батареям фортов. Три лодки, в том числе и лодка Фарси, продолжали боевые действия и сумели нанести пруссакам тяжелые потери на Сене, Сен-Дени, Шуази-ле-Руа и на Марне у Шампиньи. 15 декабря они вмерзли в лед вдоль Лебединого острова, куда парижане приходили на них полюбоваться.

В мае 1871 года новая флотилия Сены повела борьбу против федеральных войск из Рюэйля, действуя в интересах Парижской коммуны. К ней присоединился и второй катер Фарси, названный «Митральезой». 28 мая Коммуна потерпела поражение. Сам лейтенант Фарси был избран депутатом от 15-го округа, так что разгром Коммуны на его политической карьере не отразился.

В ноябре 1883 года канонерские лодки были отправлены в Тонкин, где их служба оказалась наиболее результативной. В апреле 1884 года 140 штук канонерок перевезли в бухту Халонг. Они несколько раз совершали рейсы из Ханоя в Туен-Куан по реке Клэр, обеспечивая снабжение частей Иностранного легиона.


Канонерка Фарси в Тонкине

Выйдя в отставку в 1875 году, капитан Эжен Фарси продолжил свою изобретательскую деятельность и построил новую канонерскую лодку с осадкой всего 60 см, вооруженную орудием калибра 140-мм. Она развивала скорость 8 узлов. Испытывалась в 1886 и 1887 годах на Луаре и Роне, и в обоих случаях испытания были признаны успешными.


Ещё одно фото канонерки в Юго-Восточной Азии

А в 1889 года в Париже должна была состояться десятая Всемирная выставка. Она проводилась с 5 мая по 31 октября 1889 года и была посвящена Французской революции, столетие которой отмечалось в том году.

Выставка раскинулась в Париже на площади в пятьдесят гектаров. На Марсовом поле и во Дворце Трокадеро разместились выставки, связанные с искусством и промышленностью. Эспланада Инвалидов была посвящена выставкам французских колоний и военного министерства. Кстати, именно для этой выставки и была построена знаменитая Эйфелева башня. Кроме того, через весь Париж была проложена узкоколейная железная дорога, использовавшаяся как для перевозки пассажиров, так и экспонатов этой выставки.


Артиллерийская установка 140-мм орудия на канонерке Фарси

В журнале La Nature № 691 от 28 августа 1886 года сообщалось о новой канонерской лодке Фарси, пришедшей на смену предыдущей, но отличающейся только размерами, артиллерией и компоновкой.

«Эта новая канонерская лодка имеет длину 20,50 м, и 5 м в ширину при осадке всего 60 см. Водоизмещение 29 тонн. Две паровые машины мощностью 40 лошадиных сил работают каждая на свой гребной винт.

Вооружёна лодка спереди 140-мм пушкой и двумя 37-мм револьверными пушками Гочкиса. На крыше надстройки.

В ходе подготовки к Выставке канонерская лодка, шедшая из Лиона по каналам и рекам, достигла столицы с остановкой в Корбее, где инженеры и 20 рабочих Декавильских предприятий сумели поднять ее на колесный ход и доставить в Париж на расстояние почти 2 км.

К сожалению, большая, чем у ворот, ширина канонерки не позволила разместить ее внутри павильона, и она так осталась стоять рядом с ним на своих тележках».


Канонерка Фарси во время её перевозки на Всемирную выставку

Вячеслав Шпаковский


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх