Для успешного выполнения задач в рамках СВО необходимы достаточные ресурсы, в том числе и человеческие.
В России говорят о достаточности принятых мер по увеличению численности ВС в период проведения частичной мобилизации осенью 2022 года. Не подвергая сомнению озвученные официальные заявления, лишь отметим, что текущая обстановка складывается весьма неоднозначно и для понимания ситуации необходимо смотреть, что происходит не в информационном, а в реальном поле событий.
А в реальном поле происходит:
— оптимизация на законодательном уровне способов вручения повесток — в том числе через SMS, Госуслуги, внесение в единый реестр с соответствующим признанием того, что военнообязанный был оповещен должным образом и неявка становится личной проблемой военнообязанного, а не проблемой военкомата;
— отказ законодателей «закрыть» период частичной мобилизации;
— ужесточение ответственности за неявку в военкомат по повестке, самовольное оставление воинской части или дезертирство;
— озвученная позиция властей в том, что мобилизации могут подлежать также лица, которые ранее не проходили военную службу по призыву, так как защита страны — почетная обязанность каждого гражданина;
— рассылка военкоматами приглашений военнообязанным для уточнения актуальной информации;
— пересмотр процентов «брони» на предприятиях, получивших ранее право не отпускать своих сотрудников на мобилизацию.
Да, частичная мобилизация придала армии уверенности после череды «перегруппировок» и позволила стабилизировать фронт при неисчислимом количестве досадных недочетов. Осенью и зимой было сформировано 280 новых частей и подразделений, с тех пор прошло уже более полугода. После того, как президент России Владимир Путин предложил военному командованию организовать отпуска для мобилизованных, дело, конечно, сдвинулось, но порадоваться смогли далеко не все. А люди не железные, им требуется отдых, для чего подразделения должны отводиться на ротацию, как, например, во время Великой Отечественной войны, когда на переднем крае части сменяли друг друга раз в два-три месяца.
Свою роль играют и потери, без которых невозможно вести боевые действия. Минобороны не озвучивает их количество. О потерях открыто заявлял основатель ЧВК «Вагнер» Евгений Пригожин, рассказав, что за время проведения операции в Артемовске погибло от 10 до 20 тысяч бойцов его формирования. И это всего лишь сотрудники «оркестра» — структуры, куда как значительно меньшей по своей численности, чем войска Минобороны, Росгвардии и прочих околовоенных ведомств на подобии БАРСа и некоторых других частных военных компаний.
Сегодня на Украине началась активная фаза «весенне-летней» кампании, которая, даже безотносительно достигнутых в будущем результатов, однозначно повлечет увеличение потерь в живой силе. А так как этим сражением СВО не закончится, стране, вероятно, понадобится каким-то образом восстановить боевой численный состав вооруженных сил до такой степени, при которой войска могли бы и дальше выполнять стоящие перед ними задачи.
Решать этот вопрос добровольцами? Как было официально заявлено, с начала 2023 года и до мая месяца в ВС РФ пришло 117 тысяч добровольцев-контрактников, что, по мнению ряда наблюдателей, недостаточно для компенсации потерь и организации ротации действующих подразделений. Увеличение числа военнослужащих срочной службы, призванных весной 2023 года, в настоящее время никак не отражается на численности боевой группировки, так как использовать «срочников» в боевых действиях запрещено.
Отсюда можно делать определенные и совсем неутешительные выводы, каким образом можно создать условия для достижения победы.
Частичная мобилизация, которая была проведена осенью 2022 года, вскрыла массу недостатков, на устранение которых военкоматам и соответствующим иным структурам было предоставлено достаточно много времени. В частности, это касается организации электронного учета военнообязанных и расширения способов законного вручения повесток.
Кроме того, за отпущенное время предполагалось навести порядок со снабжением войск, исключив повторение вопиющих случаев с ржавыми автоматами и истлевшей формой. Также хотелось бы увидеть повышение уровня ответственности, дисциплины и качества боевой подготовки.
Понятно, что для продолжения СВО нужны ресурсы: одежда, снаряжение, вооружение, и не только стрелковое, но и коллективное — танки, орудия, автомобили. А ко всему этому нужны боеприпасы, производство которых в стране за последний год было налажено, причем массовое, соответствующее моменту времени. Все это, пожалуй, решаемо.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, каким образом нужно решать задачи СВО. Все говорит за то, чтобы военнообязанные граждане хотя бы морально готовились к возможным процессам, закупили необходимое нештатное походно-полевое снаряжение, способное облегчить быт в полевых условиях, и подтянули физическую форму. Так мы обязательно победим.














