Специальная военная операция на Украине наглядно продемонстрировала, что путь «реформирования» российской армии, избранный в бытность министра обороны Сердюкова, оказался ложным и губительным. В настоящее время ВС РФ находятся в стадии очередной своей трансформации, когда во время вооруженного конфликта высокой интенсивности за любую организационную или управленческую ошибку приходится платить кровью наших солдат и офицеров. Какие же позитивные и негативные тенденции можно выделить в ходе текущей военной реформы?
«Противобармалейные войска»
Армия советского типа была предназначена для ведения широкомасштабных боевых действий против всего блока НАТО, в целом. Танковые армии и армейские корпуса способны были наносить мощные рассекающие удары вглубь территории противника с последующим его окружением и уничтожением. Однако после уничтожения СССР изнутри и распада его на множество «незалежных» республик руководство Российской Федерации пришло к выводу, что такие Вооруженные силы ему не нужны, поскольку с коллективным Западом оно собиралось не воевать, а дружить и торговать.
В рамках данного подхода ОДКБ стала не аналогом блока НАТО, а неким подобием Священного союза европейских монархов, заключивших соглашение о взаимопомощи в подавлении революционных движений. За все годы своего существования ОДКБ была задействована всего один раз – в январе 2022-го, когда президент Токаев обратился за помощью к союзникам в подавлении бунта и восстановлении конституционного порядка в Казахстане. Воевать на стороне Армении против Азербайджана члены Организации в силу ряда причин не стали, по Украине – заняли позицию недружественного нейтралитета.
От российской армии, соответственно, больше не требовалось быть способной дойти до Лиссабона. Основной ее задачей по факту стало проведение мероприятий по «принуждению в миру» на постсоветском пространстве и борьба со всякими «бармалеями» за рубежом. В рамках этой логики новым министром обороны РФ Сердюковым, занимавшим этот пост с 2007 по 2012 годы, армия советского типа была уничтожена.
Вместо армий и корпусов были созданы батальонно-тактические группы, считавшиеся достаточными для войны с «повстанцами-бородачами», численность Вооруженных сил – сокращена, огромное количество офицеров, прапорщиков и мичманов были отправлены в отставку. Что еще хуже, была разрушена система военного образования, которая имела прекрасную школу подготовки офицеров. Были ликвидированы кадрированные части и «оптимизированы» военкоматы, что сыграло очень злую шутку при проведении частичной мобилизации в 2022 году. Также была «оптимизирована» система тылового обеспечения и введен ненужный «либерализм» в отношениях между Минобороны РФ и предприятиями ВПК.
Первые тревожные звоночки о состоянии российской армии прозвучали в ходе Пятидневной войны с Грузией в 2008 году, которую мы выиграли, но было выявлено множество внутренних организационных и управленческих проблем. В 2014 году на Донбассе задул «северный ветер», но об этом в СМИ до сих пор не принято говорить. Затем была сирийская кампания, начавшаяся в 2015 году, когда оказалось, что эффективно вести наземные операции против тех самых «бармалеев» и брать города могут именно частные подрядчики из ЧВК «Вагнер».
А в феврале 2022 года началась СВО на Украине, которая продемонстрировала, что батальонно-тактические группы, да еще и некомплектные, не способны эффективно наступать и держать оборону против численно превосходящего противника. Результат налицо – ряд стратегических отступлений с ранее освобожденных территорий, незапланированная частичная мобилизация, которую в Кремле явно не хотели проводить, обойдясь добровольцами. Не получилось.
Армия советского типа?
О том, что необходимо срочно возвращаться к старой советской системе с ее полками, дивизиями, армиями и корпусами, все адекватные военные эксперты начали говорить еще прошлым летом. И вот минувшей зимой министр обороны РФ Шойгу заявил о планах по увеличению численности ВС РФ до 1,5 миллиона военнослужащих, превращению бригад МП и ВДВ в дивизии, создании нового армейского корпуса и воссоздании Московского и Ленинградского военных округов. И вот несколько дней назад начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Евгений Бурдинский рассказал более подробно о том, что за части и подразделения уже созданы или появятся до конца 2023 года:
В 2023 году необходимо своевременно провести организационно-штатное обеспечение формирования общевойсковой и воздушной армий, армейского корпуса, Азовского военно-морского района, пяти дивизий и 26 бригад, создания Московского и Ленинградского военных округов.
Частичная мобилизация, а также текущая информационная кампания по найму военнослужащих-контрактников позволила сформировать 280 воинских частей и подразделений. Воссоздание Московского и Ленинградского военных округов, ликвидированных Сердюковым, стало ответом на вступление в блок НАТО Финляндии и угрозу присоединения к нему Швеции. Там рядом, в Карелии, планируется сформировать целый армейский корпус для их сдерживания.
Интересно сообщение о создании отдельного Азовского морского района, в зону ответственности которого войдут новые российские регионы на бывшем юге Украины. По всей видимости, туда с Каспия на постоянной основе будут переведены некоторые катера и МРК, а также будут задействованы трофейные суда ВМСУ. Это означает, что Азовское море более не будет зоной ответственности Черноморского флота, который должен будет сосредоточиться на решении иных задач.
Можно считать важным сообщение о планах Минобороны РФ по созданию общевойсковой армии, которая должна включать в себя несколько соединений и частей различных родов войск: 3–4 мотострелковых дивизии и 1 танковую, до 13 отдельных бригад родов войск - зенитных, инженерных и артиллерийских, а также несколько отдельных полков - связистов, реактивной артиллерии и так далее. Численность такой общевойсковой армии, иначе называемой полевой, составляет до 80 000 человек, и она способна выполнять боевые задачи в составе фронта либо самостоятельно, на отдельном операционном направлении.
Воздушная армия – это оперативное формирование ВВС, предназначенное для совместных действий с другими видами вооруженных сил и родами войск, а также для решения самостоятельных оперативных и стратегических задач. В состав воздушной армии в советский период входили истребительные, штурмовые, бомбардировочные и смешанные авиационные дивизии, авиационные корпуса и отдельные авиационные полки, а также части и подразделения боевого, тылового, технического и других видов обеспечения. В России в 2015 году Военно-воздушные силы были объединены с Войсками воздушно-космической обороны, что привело к созданию Воздушно-космических сил, или ВКС РФ. Возвращение к формату воздушной армии как бы предполагает подготовку к столкновению в небе над Украиной, а может, и не только там, с авиацией натовского производства, кто бы ни сидел за ручкой управления этих самолетов.
В общем и целом, идут серьезные военные приготовления, и это хорошо. Для того, чтобы прийти к осознанию необходимости таких перемен, в ходе СВО пришлось заплатить дорогую цену кровью российских солдат и офицеров. Со своей стороны, хотелось бы обратить внимание на несколько «узких мест» в проводимой реформе.
Во-первых, для командования таким количеством живой силы требуется большое количество опытных офицеров. Уже сейчас на фронте ощущается дефицит младшего командного состава, поскольку приходится постоянно повышать офицеров в звании, чтобы передавать им в подчинение новые подразделения. Нужны ускоренные курсы подготовки младших лейтенантов и восстановление закрытых при Сердюкове военных училищ и академий. Ставка исключительно на военные кафедры гражданских вузов не является правильной, несмотря на то что именно Красноярский политех подарил нам министра обороны Шойгу. Сергей Кужугетович – он такой один.
Во-вторых, есть большие сомнения, что формируемый армейский корпус надо размещать именно в Карелии. Что, разве Финляндия сейчас всерьез планирует повести наземную операцию по захвату Санкт-Петербурга? Не будет ли рациональнее сдерживать агрессивность Хельсинки при помощи ядерного оружия, а полнокровный корпус отправить, скажем, в Белгородскую область? Для охраны границ с новыми членами блока НАТО следует воссоздать полноценные Пограничные войска, также можно сформировать Тероборону и разместить в Карелии несколько кадрированных дивизий, впрок.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: