Взаимная высылка дипломатов — обычная практика во внешней политике. Однако с началом СВО на Украине Россия и Германия стала все чаще прибегать к подобному "кровопусканию", пишет Der Spiegel. На этот раз Москва решила выслать сотни немецких госслужащих.
Германия и Россия закрывают генеральные консульства в рамках обмена ударами дипломатических ведомств. Коалиционные политики поддерживают последние меры немецкого правительства против представительств Москвы.
Когда летом новый посол Германии в России Александр Ламбсдорф (Alexander Graf Lambcdorff) приступит к своим обязанностям, то увидит, что многие офисы и квартиры в относящихся к посольству зданиях пустуют.
В последние месяцы многим сотрудникам посольства, которому принадлежит два жилых комплекса, пришлось паковать чемоданы. Во многих квартирах по вечерам больше не горит свет. Это — лишь одно из проявлений кардинального ухудшения германо-российских отношений, наступившего после начала российской спецоперации на Украине.
Официальный представитель МИД России Мария Захарова постоянно критикует министра иностранных дел ФРГ Анналену Бербок, а российские СМИ часто подчеркивают, что Германия является пособником США.
На этой неделе немецкое дипломатическое ведомство объявило, что до конца года Россия обязана закрыть четыре из пяти своих генеральных консульств в Германии. Это серьезный ответный шаг Берлина, вызванный недавним решением Москвы сократить максимально допустимую численность сотрудников германских представительств в России до 350. Эта мера вступит в силу в июне.
С точки зрения Германии, решение России является эскалацией напряженности в двухсторонних отношениях стран, так как оно коснется сотен людей, причем не только сотрудников посольства и консульств, но и трех Институтов имени Гёте, двух немецких школ и детских садов, а также учителей и преподавателей, работающих в России по линии министерства иностранных дел. Но почему именно 350 человек? Как говорят в дипломатических кругах Берлина, Москва ориентировалась на количество своих сотрудников в Германии.
Взаимная высылка дипломатов — обычная практика во внешней политике. Москва и Берлин обменивались подобными ударами и до российской спецоперации на Украине. Хоть это ударило по непосредственно затронутым людям, но не имело экзистенциального значения для дипломатических отношений между Россией и Германией.
Однако после 24 февраля 2022 года началось дипломатическое кровопускание, крайне негативно отражающееся на работоспособности немецкого представительства в России. В начале апреля 2022 года, то есть через два месяца после начала спецоперации, правительство Германии выслало 40 российских дипломатов, которые, по мнению Берлина, занимались шпионажем.
В том же месяце Москва объявила 40 немецких дипломатов персонами нон грата. Это количество соответствовало приблизительно трети всего немецкого дипломатического корпуса в России. В целом страну пришлось покинуть более чем ста немцам, так как эти меры затронули и членов семей. Были высланы, прежде всего, сотрудники, обладающие специальными знаниями: IT-специалисты, самые опытные работники и те, кто владел русским языком.
К высылке госслужащих прибегли и другие государства, в целом ЕС вынуждены были покинуть сотни российских дипломатов.
В апреле этого года Москва вновь выслала более 30 немецких дипломатов в ответ на аналогичный шаг Берлина. В немецких органах безопасности считают, что эти российские дипломаты — секретные работники российских спецслужб.
Казалось, что взаимные высылки дипломатов стали рутиной, однако нынешняя эскалационная спираль Москвы отличается от прежних, так как число затронутых этой мерой лиц значительно больше.
Поэтому в ближайшее время будут реорганизованы Посольство Германии и Институт имени Гёте. Последний будет представлен минимальным количеством сотрудников, немецкая школа уже ограничила число специальных предметов и работу кружков, в детском саду сократится количество мест для детей.
Германия прекратит работу в трех из четырех своих представительств в России: к ноябрю будут закрыты генеральные консульства в Калининграде, Екатеринбурге и Новосибирске. Помимо Посольства в Москве открытым останется большое генеральное консульство в Санкт-Петербурге. Время обработки заявлений на визы увеличится, кратковременные визы можно будет по-прежнему запрашивать через визовые центры VisaMetric. Однако российским гражданам в их огромной стране будет труднее получать долговременные визы: впредь их будут выдавать только в консульском отделе в Москве.
В Германии же Россия до конца года должна будет решить, какие из четырех генеральных консульств она закроет. Выбор за российским министерством иностранных дел, на сегодняшний день оно имеет консульства в Бонне, Франкфурте-на-Майне, Гамбурге, Лейпциге и Мюнхене. В дипломатических кругах Берлина предполагают, что Москва не захочет отказываться от Бонна. Во-первых, потому что там находится немецкая штаб-квартира ООН. Во-вторых, потому что Москве нужно представительство в самой западной части Германии.
В бундестаге последние меры вызвали неоднозначную реакцию. Грегор Гизи (Gregor Gysi), внешнеполитический спикер фракции Левой партии, сказал в интервью газете Berliner Zeitung: «Дипломатическое представительство постоянно сокращается, в том числе из-за закрытия консульств, что создаст многим гражданам дополнительные трудности при получении виз».
Следующего мнения придерживается эксперт по внешней политике из СвДП Ули Лехте (Uli Lechte): «Сейчас необходимо сохранить то малое, что осталось, и постараться не угодить в спираль эскалации».
Однако приходится ожидать дальнейших ограничений для немецких сотрудников в России. Министерство иностранных дел России расценило действия Германии как необдуманные и провокационные и заявило, что они не останутся без последствий. Германия заметно поднялась в списке государств, рассматриваемых Россией как недружественные: теперь она стоит вместе с Великобританией на втором месте сразу после США.
В Берлине не питают особых иллюзий относительно того, что глубоко замороженные германо-российские отношения в ближайшем будущем смогут как-то измениться. Правда, политик из СвДП Лехте связывает некоторые надежды со своим товарищем по партии Ламбсдорфом, заместителем главы фракции и профессиональным дипломатом. По мнению Лехте, назначение Ламбсдорфа новым послом в России «дает шанс, что в отношениях между странами вновь наступит разрядка». Но Лехте также подчеркнул, что «пройдет еще много времени, прежде чем отношения смогут даже приблизительно выйти на тот уровень, который был до начала спецоперации на Украине».
Сейчас же в Берлине по отношению к Востоку царит внешнеполитический минимализм. Когда Ламбсдорф летом приступит к своим обязанностям посла, у него будет меньше сотрудников, чем у его предшественника Гезы Андреаса фон Гайра (Géza Andreas von Geyr). Однако, как говорят в Берлине, самое важное для внешней политики подразделение — отдел политического анализа — существенно не пострадало. Предусмотренные для него рабочие места не были затронуты высылками. Пока.
Авторы: Кристина Хебель (Christina Hebel), Кристоф Шульт (Christoph Schult), Северин Вайланд (Severin Weiland)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: