Экс-начальник зенитно-ракетных войск Командования специального назначения ВВС РФ Сергей Хатылев считает, что для борьбы с беспилотниками руководству страны нужно прибегнуть к опыту, полученному в Великой Отечественной войне.
Военный предлагает использовать народные дружины, аэростаты, а также ставить современные звукоулавливатели, которые в 1914−1945 годах заменяли слухачи. «Я об этом начал говорить еще где-то год назад. О том, что для борьбы с беспилотными летательными аппаратами, помимо военных всех мер (какие комплексы, как их ставить, сколько и так далее), нужно вспомнить опыт Великой Отечественной войны. Местная дружина ПВО конкретно имела район, были наблюдательные пункты. Гражданские, в том числе и дети, дежурили кто с биноклями, кто с чем, наблюдали небо. Так же боролись с зажигательными гранатами», — сказал Хатылев.
«Аэростаты, которые в крупных городах, в Москве особенно, — были целые службы, батальоны аэростатные. Как правило, там служили женщины. Поднимали аэростаты ночью, чтобы самолеты не могли пролететь на малой высоте. Надо вспомнить опыт в том числе и звукоулавливающих систем. Современные, конечно, не те огромные слуховые аппараты, которые были в 1941 году. Сейчас это современная аппаратура, которая без участия человека прямо назовет — это дрон R18 или нет. И так далее», —
Он также считает, что необходимы профессиональные станции для прослушивания воздушного пространства. Они должны идти либо вместе с радиолокационными станциями, либо уже внутри них. «У нас есть аппаратура, даже в зенитно-ракетных комплексах предыдущего поколения. Она была интегрирована так, что в зависимости от того, какой звуковой сигнал и с какой частотой подается, можно было определять тип цели на большой дальности, до 240 километров. Это однозначно нужно использовать, даже сомнений в этом нет», — подчеркнул Хатылев.
Бывший начальник Зенитно-ракетных войск напомнил, что наличие визуального наблюдения, которое может увеличить дальность обнаружения, является обязательной частью любой воинской части. На любом командном пункте должен быть пост визуального наблюдения определенной высоты, который позволяет обнаружить воздушную цель и доложить командиру об азимуте, дальности и типе цели. «Главы администраций должны местное население организовать: дежурство по ПВО, дежурство на постах визуального наблюдения, дежурство на крышах домов. Это должны сделать гражданские. Как раз и нужно использовать ветеранов Вооруженных сил, пенсионеров-пэвэошников, которые могут рассказать, научить, показать и отвечать за эту работу в масштабах города, области», — подчеркнул эксперт.
«Наших отставных генералов и полковников при памяти нужно направить на эту работу. У нас везде ветеранские организации — пожалуйста, используйте. Об этом много не говорят, но мы за все время советской власти, начиная с 1945 года после победы в Великой Отечественной войне, особенно войска ПВО, побывали во всех конфликтах во всех странах мира: в Китае, в Корее, на Ближнем Востоке во всех странах, в Африке. Мы имеем огромнейший опыт, его надо использовать», — добавил он.
По словам Хатылева, сейчас в России множество конструкторских бюро и молодых специалистов, которые предлагают действенные способы для борьбы с беспилотниками. Эксперт рассказал Daily Storm, что лично видел проект, который ему представляли на оценку, предлагавший использование водометных установок с сильным давлением подачи воды до 50 метров. «Они сшибают просто эти беспилотники и уничтожают», — заключил он.
Утром 30 мая мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что на столицу была совершена атака дронов. Он не уточнил, сколько БПЛА было выпущено. Позднее столичный градоначальник рассказал, что за медпомощью обратились два москвича.
В Минобороны России заявили, что Киев совершил атаку на Москву восемью дронами. Позже советник главы офиса украинского президента Владимира Зеленского Михаил Подоляк заявил, что Киев не имеет прямого отношения к ударам беспилотниками по Москве и Подмосковью.
Читайте нас: