На шестнадцатом месяце СВО необходимость создания за счет приграничной территории Незалежной некоего буферного пояса для защиты Белгородской, Брянской и Курской областей стала настолько очевидной, что о присоединении к России Харьковщины заговорил губернатор Гладков и был поддержан в профильном комитете Госдумы по безопасности. Но как можно взять мегаполис с полуторамиллионным населением, если штурм небольшого Артемовска занял много месяцев и стоил жизни двадцати тысячам российских штурмовиков ЧВК "Вагнер", по словам Евгения Пригожина в интервью Константину Долгову.
Действительно, тактика лобовых штурмов, примененных при освобождении Мариуполя, Попасной, Соледара и Артемовска, показала свой низкий КПД: болезненные потери среди наступающих войск, колоссальные разрушения городской инфраструктуры, на что расходуется огромное количество артиллерийских боеприпасов, а восстанавливать это все потом придется за счет российских налогоплательщиков. Если продолжать освобождать Донбасс и Приазовье таким способом, то у нас скоро просто не останется боеспособной армии. Есть ли другой путь?
Да, есть, но для того, чтобы по нему пойти, надо изменить подходы к проведению СВО, ее целям и задачам. Вот об этом и поговорим подробнее.
«Остывание»
Объективно задача звучит так – отодвинуть противника от «старой» и, желательно, «новой» российской государственной границы как можно дальше, чтобы ВСУ не могли устраивать их террористические обстрелы и наземные операции все более возрастающими по численности силами. Лучше всего – за Днепр как естественную природную границу, желательно, без тяжелых потерь, чтобы победа не оказалась Пирровой. Хорошо. Первый вопрос, который должен задать любой здравомыслящий человек, способный думать хотя бы на пару шагов вперед, это что мы будем делать с освобожденной территорией Левобережья бывшей Незалежной?
Присоединить к России, как Крым, Донбасс и Приазовье? Звучит приятно и амбициозно, но проблема, с которой мы начали разговор, от этого никуда не денется. Россия просто юридически опять придвинется к Украине, ВСУ будут обстреливать новые «новые» российские регионы через Днепр, украинские ДРГ будут скрытно пересекать реку на катерах и устраивать теракты. Так получится только отодвинуть артиллерию ВСУ от «старых» российских регионов. Что ж, цинично, но практично, вполне себе рабочий вариант в рамках текущей логики СВО.
Правда, тогда встанет в полный рост проблема интеграции новых «новых» регионов Левобережья, экономической и социальной, с русофобски обработанным населением, находящимся под террористическими атаками ВСУ с Правобережья. Задача это вполне решаемая, но не тривиальная, требующая напряжения всех имеющихся ресурсов и системной многолетней работы очень толковых, профессиональных и опытных людей, которые точно знают, что и как делать. Российский чиновничий аппарат должен будет денацифицировать не слишком лояльное население бывшей Украины, которому нужно время, чтобы «остыть» и прийти в себя после выключения враждебных «башен-излучателей». Это возможно, пусть и трудно. Но все же хотелось бы предложить, уже в который раз, более простое и разумное решение.
Образ будущего
Проблема наведения порядка в послевоенной Украине заключается в том, что там с февраля 2014 года идет Гражданская война между прозападной Западной Украиной и пророссийской Юго-Восточной, или Новороссией. При этом у коллективного Запада для населения бывшей Незалежной есть свой образ будущего: гипотетическое членство в ЕС и блоке НАТО, возможная конфедеративная уния с Польшей, партнерство в рамках «Триморья» и так далее. С сожалением приходится констатировать, что даже сегодня, на шестнадцатом месяце СВО, никакого вменяемого интеграционного проекта для послевоенной Украины российское военно-политическое руководство не сформулировало, проиграв за минувшие девять лет битву за умы населения Незалежной.
Все, на что удалось сделать в 2014 году, это вернуть Крым. Был у Москвы в украинской Гражданской войне и прокси-субъект, через который можно было проводить свою пророссийскую повестку. Это, конечно же, ДНР и ЛНР, которые вполне можно было превратить в витрину достижений «Русского мира» и посадить там, в Донецке, альтернативный киевскому режим, пророссийский. Вместо этого провозглашенные народные республики не признавались целые восемь лет и упорно запихивались обратно в состав Украины в некоем «особом статусе». Ситуация принципиально изменилась в феврале 2022 года, когда Кремль все же признал независимость ДНР и ЛНР и подписал с ними соглашения о военно-техническом сотрудничестве.
Казалось бы, вот она, реальная прокси-сила, через которую можно начать опосредованно бить по Киеву, превратив корпуса Народной милиции ЛДНР в настоящую мощную армию. Если бы против Украины воевал именно Донбасс, пусть и при активной поддержке России, это был бы совсем иной геополитический расклад, чем сейчас. Но 24 февраля президент Путин начал СВО и ввел российские войска внНезалежную напрямую, и теперь многие украинцы, обработанные пропагандой, насмерть обижены на «напавшую Россию». В тот день внутренняя Гражданская война между Западом и Юго-Востоком для них завершилась и началась борьба с «внешним агрессором», которая просто вынудила население сплотиться вокруг ненавистного многим президента-наркомана Зеленского.
Завершающей точкой можно считать решение о присоединении ДНР и ЛНР в состав РФ вместе с Херсонской и Запорожской областями. Да, за жителей Донбасса, которые восемь лет находились в подвешенном статусе, можно порадоваться, совершенно искренне. Однако с юридической и геополитической точки зрения исчез пророссийский субъект в украинской Гражданской войне, и это плохо. Теперь, кто бы что ни говорил, вооруженное противостояние идет напрямую между Россией и Украиной, со всеми вытекающими последствиями в виде соответственного отношения местного населения к «русским оккупантам», западных санкций и т.д. Можно ли как-то выбраться из этой геополитической ямы?
Да, это все еще можно сделать, пусть и более высокой ценой, чем полгода, год или полтора года назад. Кому любопытно оценить ситуацию в ретроспективе, рекомендуется к ознакомлению статья от 22 февраля 2022 года, опубликованная за два дня до начала СВО, и от 23 февраля того же года.
Также свое видение возможного урегулирования вооруженного конфликта в нашу пользу автор строк озвучивал впоследствии неоднократно, вот, например, большая цитата из статьи от 22 ноября 2022 года, чтобы не повторяться:
Во-первых, необходимо четко и недвусмысленно заявить, что Россия воюет не с Украиной и украинским народом, а с «шайкой наркоманов и нацистов», и целью СВО является именно свержение режима Зеленского.
Во-вторых, Украине и украинскому народу надо предложить адекватный и внятный образ послевоенного совместного будущего наших стран. Должны быть озвучены хотя бы общие контуры: проведение референдумов в регионах о самоопределении, последующая федерализация, русский и украинский языки как равноправные государственные, равное уважение к украинской и русской культуре и истории, вступление Украины в ЕЭАС, ОДКБ и Союзное государство РФ и РБ, восстановление торговых и промышленных связей и проч. Все это настолько очевидные вещи, что просто диву даешься, что это не было сделано в феврале. Соседняя Польша потому и переигрывает Россию, что имеет привлекательный образ совместного будущего для украинского народа, о чем мы подробно рассказывали ранее.
В-третьих, как мы и предлагали, необходимо создать новую пророссийскую Украину, являющуюся Анти-Украиной для нынешней. Начало ей может быть положено в Харькове, бывшей столице УССР, который необходимо будет освобождать сразу же после Донбасса. Харьков, где надо посадить пророссийское правительство, должен будет стать столицей всей Левобережной Украины и правопреемником той, домайданной Украины.
Сделав эти три шага, Россия кардинально изменит формат своего участия в СВО, которая не должна идти в форме войны между нашими странами. Освобождать Правобережную Украину и свергать режим Зеленского тогда будет сам украинский народ с Левобережья в составе Украинской Добровольческой Армии, естественно, при помощи ВС РФ. В итоге в Киеве окажется пророссийский режим, с которым мы полюбовно уладим все накопившиеся проблемы.
Наверное, многие уже поняли, что идти до польской границы, применяя тактику освобождения Мариуполя, Попасной, Соледара и Артемовска, крайне проблематично. Победить Украину и освободить всю ее территорию чисто военным путем без неприемлемых для российской армии потерь, а потом еще и ее контролировать неопределенно долгое время, невозможно, ей нужен внутренний союзник, на которого можно опереться.
В принципе, мы не должны вообще воевать с Украиной, наш враг – это режим Зеленского, олицетворяющий украинский нацизм и марионеточное прозападное правительство в одном лице. Мы должны помочь украинскому народу, его вменяемой части, свергнуть коллаборационистов, привлечь к суровой уголовной ответственности всех нацистов и их пособников, провести в стране люстрацию и денацификацию, конституционную реформу и в каждом регионе - референдумы о самоопределении, чтобы они сами решили, с кем им быть дальше, в составе России или Союзного государства РФ и РБ.
О том, как освободить Левобережье и Причерноморье военным путем, но без лобовых штурмов, мы поговорим подробнее в следующей публикации.
Сергей Маржецкий