Экономика Германии сократилась на 0,3% в начале 2023 года. Падение наблюдается второй квартал подряд, что означает наступление рецессии — первой со времен пандемии. Из-за роста цен люди стали меньше тратить и покупать.
Европейские СМИ активно обсуждают новость о начале "технической" рецессии в ФРГ. Согласно федеральному статистическому институту Destatis, ВВП Германии сократился на 0,5% в четвертом квартале 2022 года и на 0,3% — в первом квартале этого года. Таким образом, падение продолжалось два квартала подряд, что означает "техническую" рецессию. Главной причиной рецессии аналитики считают инфляцию, которая достигает в данное время 7,2% и уже привела к резкому сокращению как частного потребления немцев, так и государственных расходов. Французская деловая Les Echos отмечает, что наиболее сильный удар инфляция нанесла по промышленному сектору Германии, который ранее процветал благодаря дешевому российскому газу: только в марте этого года падение производственных заказов составило невиданный ранее показатель в 10,7%. Экспорт ведущей экономики Европы также упал на 5,2% ввиду геополитической нестабильности и снижения покупательной способности торговых партнеров, включая США. Важным фактором рецессии стало повышение учетной ставки Европейским центробанком (ЕЦБ), что привело к снижению экономической активности и потребительского спроса. ЕЦБ с целью борьбы с инфляцией поднял за последний год основные учетные ставки до 3,75%, что создало проблемы для финансирования бизнеса. Особенно негативно отразилось повышение ставок на строительном секторе, который раньше рос как на дрожжах благодаря дешевым кредитам.
Правительство ФРГ надеется на возврат к росту в 0,4% до конца этого года, однако немецкие топ-менеджеры гораздо пессимистичнее в своих оценках. МВФ также исходит из того, что показатели роста немецкого ВВП в этом году останутся в минусе, то есть будут хуже, чем у всех остальных развитых стран. Согласно венской Der Standard, минусовые темпы роста немецкой экономики сохранятся надолго, они уже потянули в рецессию экономику Австрии, где в первом квартале ВВП также снизился на 0,3%. По мнению главного экономиста немецкого Commerzbank Йорга Кремера, резко выросшие цены на энергоносители стали основной причиной высокой инфляции, потребительского спада и других негативных моментов. Немцы стали гораздо меньше тратить на продовольствие, напитки, одежду и обувь, а также на домашнюю технику. Немецкая пресса пишет, что новость о рецессии стала для всех немцев очень плохим сигналом. Газета Bild называет рецессию "страшным ударом по экономике". Handelsblatt напоминает, что еще в апреле статистический институт Destatis надеялся, что дело ограничится стагнацией.
Французская Le Figaro отмечает, что рецессия в крупнейшей экономике континента идет вразрез с общей тенденцией в Европе, где наблюдается некоторое оживление конъюнктуры.
Эксперт аналитической группы Global Market Insight Гийом Дежан отмечает, что Германия стала аутсайдером Европы. Для сравнения, в первом квартале рост ВВП составил 0,4% в Бельгии, 0,2% во Франции и 0,5% в Италии. Аналитик крупнейшего регионального банка Германии LBBW Йенс Оливер Никлаш считает, что немецкая промышленность за долгие годы привыкла к дешевому российскому газу, и начало конфликта на Украине стало для нее серьезнейшим шоком. Поставки газа из России резко сократились, а цены на энергоносители выросли. Германия стала получать дорогой американский СПГ, но это лишь усугубило ситуацию. Основные отрасли немецкой промышленности снизили показатели: автопром — на 6,5%, строительный сектор — на 4,6%.
Улучшения ситуации не стоит ждать в обозримом будущем, считает экономист Йорг Кремер. Это связано с тем, что деловой климат в Германии, по оценке экономического института IFO, резко ухудшился. Пессимизм охватил и "верхние этажи" немецкого бизнеса, основные индикаторы производства устремились вниз. Центр европейских экономических исследований ZEW в Мангейме видит серьезные изъяны в самой структуре немецкой экономики. К ним относятся высокая налоговая нагрузка, а также слишком короткая рабочая неделя, у предприятий попросту не хватает рабочей силы. По производительности труда Германия также начинает отставать от других передовых стран, наблюдается утечка технологий.
Глава берлинского Института экономических исследований DIW Марсель Фратчер обращает внимание на тот факт, что рецессия бьет в первую очередь по немцам с низким уровнем доходов, их положение будет только ухудшаться в ближайшие месяцы и годы. По официальным данным, в 2021 году свыше 20% немцев находились ниже черты бедности, но в результате украинского конфликта и разрыва экономических связей с Россией их число заметно выросло. Рецессия в Германии ведет к социальному расслоению общества, однако, по мнению Марселя Фратчера, экономисты и пресса мало обращают внимание на этот важнейший аспект. Нынешний кризис разрушает благополучие рядовых немцев, в первую очередь социально незащищенных слоев. Они вынуждены тратить значительную часть своего скромного бюджета на вещи, которые особенно сильно подорожали, то есть энергию и продовольствие. По данным Марселя Фратчера, 40% немцев не имеют вообще никаких накоплений. Гуманитарная организация Tafel Deutschland, предоставляющая "списанные" из употребления продукты, сообщает о двух миллионах постоянных посетителей. Снижение потребительского спроса в Германии напрямую связано с рецессией. У людей попросту нет денег на продовольствие, одежду для детей, а также домашнюю технику и мебель. По прогнозам DIW, слабый экономический рост продлится еще как минимум два года, однако эскалация конфликта на Украине, проблемы с Китаем или кризис банковского сектора могут усугубить ситуацию.
Читатели венской Der Standard возмущены тем, что экономисты не называют в качестве главной причины рецессии антироссийские санкции. К тому же, по их мнению, слишком много денег уходит на поддержку Украины. Нынешними проблемами ФРГ воспользовались "партнеры" Германии в Евросоюзе и США, которые рады ослаблению торгового конкурента. Кроме того, значительный ущерб нанесла партия "Зеленых", которая возглавляет министерство экономики ФРГ. Глава этого ведомства Роберт Хабек проводит антииндустриальную политику и принимает нелепые экологические решения, вроде перевода домохозяйств на тепловые насосы. Читатели Der Standard особо выделяют гибельный эффект "зеленой" политики для немецкого автопрома, который вынужден в ускоренном темпе отказываться от двигателей внутреннего сгорания и переходить на электромобили, где гораздо сильнее зарубежная конкуренция, в том числе из Китая и США. Немецкая экономика в течение длительного времени пользовалась низкими ценами на российский газ, а также низкими учетными ставками. Бизнес привык к этому комфортному состоянию и уделял мало внимания инновациям. И вот наступило тяжелое пробуждение, за американский СПГ надо платить гораздо больше.
Угроза рецессии нависла и над Великобританией. Согласно The Guardian, британские экономисты предупредили премьер-министра Риши Сунака, что сохраняющаяся высокая инфляция вынудит Банк Англии поднять учетные ставки с нынешних 4,5% до 5,5%, и это неизбежно приведет к рецессии. В апреле уровень инфляции в Великобритании составлял 8,7%, главным фактором был резкий рост цен на продовольствие.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: