Крупные международные компании начали процесс возвращения в Россию, пишет "Экономическая правда". Одни делают это открыто, другие – завуалированно. Никто из них не готов терять российский рынок, несмотря на истерики Киева по этому поводу.
Под каким предлогом международные компании возобновляют свою деятельность в России
Следить не за словами, а за действиями – именно такой формулой надо пользоваться, когда следишь за выходом международных компаний с российского рынка. Работа пиар-отделов – огромная. Иногда элементами пиара создается видимость выхода с российского рынка, но на самом деле компания там остается или наоборот – возвращается.
В своей прошлой колонке я делал акцент на компании Vičiūnai Group и их бренде VICI. Это именно та компания, которая публично делает заявления о выходе с российского рынка, но на самом деле уходить с него не собирается. Некоторые компании ушли, но через год большого конфликта постепенно разными путями возвращаются. Кто-то открыто, кто-то завуалировано под разными своими брендами.
В начале прошлого месяца состоялось открытое возвращение на российский рынок компании Pernod Ricard. Эта компания в первую очередь известна своими алкогольными брендами Jameson, Chivas Regal, Ballantines, Havana Club и водкой Absolut. Для Pernod Ricard российский рынок был вторым после рынка Соединенных Штатов Америки по получению прибыли, и компания довольно болезненно воспринимала то, что им надо уйти из него.
В 2020 году Россия закупила пятьсот тридцать четыре тысячи ящиков этого виски, а по результатам 2021 года продажи повысились на девятнадцать процентов. Однако в 2022 году было принято решение продать все остатки продукции и новых поставок не делать. В настоящее время компания будет поставлять в Россию столько продукции, сколько потребуется, чтобы защитить местных сотрудников. Под словом "защитить" можно понимать обеспечение их социальных гарантий.
На это отреагировала украинский посол в Ирландии Лариса Герасько, призывая к бойкоту продукции Pernod Ricard. Помимо этого, против возобновления экспорта в Россию были и члены ирландского парламента. Компания заявила, что в ближайшее время предоставит свои разъяснения и, возможно, из-за негативной реакции остановит экспорт в Россию.
Компания PepsiCo уходила из России довольно тяжело. Изначально, в марте прошлого года были сделаны заявления, что компания убирает из России свои популярные газированные напитки: Pepsi, Mirinda, 7up, но в стране останется молочная продукция и детское питание. Отдельно стоит отметить, что PepsiCo – это не только известные газированные напитки, но и чипсы Lays, снеки Cheetos, Doritos, а ранее – Xрусteam.
Но в сентябре прошлого года журналистам агентства Reuters стало известно, что компания PepsiCo не остановила продажу своих газированных напитков в России.
Журналисты издания посетили десятки магазинов не только в Москве, но и за пределами области и увидели на полках магазинов газированные напитки компании PepsiCo, выпуск которых был датирован семнадцатым августа 2022 года. После этого PepsiCo уже окончательно заявила о выходе и закрытии своих заводов. Но дело, к сожалению, на этом не закончилось. И, судя по имеющимся в интернете данным, можно сказать, что PepsiCo из России не ушла.
Например, об этом свидетельствует отчет компании за 2022 год, где утверждается, что российский рынок остается одним из крупнейших для компании. По результатам 2022 года Россия стала третьим по величине международным рынком сбыта продукции PepsiCo после США и Мексики.
А в феврале этого года разлетелась информация, что PepsiCo возвращается в Россию под брендом Evervess-Cola. Evervess – это бренд, принадлежащий PepsiCo и известный, в частности, тем, что выпускает тоники. На Украине он также присутствовал. Об этом написали почти все российские СМИ, в том числе и государственные. Сама PepsiCo не выпустила ни одного пресс-релиза, чтобы отвергнуть обвинения в работе в РФ. Ни одного сообщения о том, что, допустим, под одним из ее брендов работают мошенники, или, что РФ сама что-то подделывает.
На этикетке в исходных данных можно увидеть, что продукция производится по заказу "ПепсиКоХолдингс". Да, конечно, популярные бренды Pepsi, Mirinda и 7up в Россию не вернулись, зато там прекрасно продаются чипсы и снеки – Lays и Cheetos. Они продаются и в России, и на присоединенных территориях.
Обычно пищевые компании оправдывают свои действия тем, что оставили в России только товары "первой необходимости", которые составляют "основу базовой диеты". Пожалуй, без чипсов и сухариков российские потребители никак не могут обойтись!
<…>
Списки компаний, которые уходят или остаются в России, можно увидеть на сайте Йельского университета. Pernod Ricard имеет GRADE B, возле нее стоит отметка, что компания возобновила продажи в России, но снова ушла с рынка после публичного скандала.
У PepsiCo GRADE C и отметка, что компания убрала основные бренды с российского рынка, кроме товаров первой необходимости.
Если на Pernod Ricard действует общественное давление, то с PepsiCo ситуация иная. Можем увидеть, что к товарам "первой необходимости" добавились еще газированные напитки, чипсы и снеки. И было бы действительно интересно услышать какое-то публичное заявление от PepsiCo по этому поводу.
Автор: Владимир Фомичёв
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: