Востоковед Котков объяснил, как России удержаться в Центральной Азии
Китай намерен усилить сотрудничество со странами Центральной Азии. Как России на этом фоне сохранить возможности для развития в регионе, рассказал востоковед Кирилл Котков.
В китайском городе Сиане закончился первый саммит Поднебесной с государствами Центральной Азии — Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Туркменией и Узбекистаном. В двухдневном мероприятии участвовали главы стран.
Китайский лидер Си Цзиньпин 18 мая заявил, что впоследствии отношения КНР и стран Центральной Азии должны заиграть новыми красками. По его словам, Пекин планирует выстроить с государствами ЦА «сообщество с общим будущим».
Си также пообещал разработать стратегию по снижению уровня бедности в Центральной Азии, и заявил о намерениях профинансировать предприятия. Действия Пекина помогут сформировать новые рабочие места. Китайский лидер также пообещал выделить 3,72 млрд долларов безвозмездной помощи своим партнерам в ЦА.
Россия сталкивается с вызовами в Центральной Азии
Постсоветские страны медленно ускользают из-под контроля России, поделился своим мнением с «ПолитЭкспертом» востоковед, писатель, переводчик, руководитель Центра изучения стран Дальнего Востока в Санкт-Петербурге. Китай, пользуясь моментом, предлагает странам Центральной Азии выгодные проекты, пытаясь закрепиться в регионе. Имеет свои интересы там и Турция, но ей сложнее действовать из-за территориального расположения.
Учитывая это, России необходимо действовать — она имеет сильные рычаги влияния на государства ЦА, и должна активнее пользоваться ими, считает Котков.
«На тот же Казахстан можно оказывать давление через экономические отношения, а также русскоязычное население. Там есть сильно "обрусевшие" этнические казахи, которые тяготеют к России, поскольку знают ее язык гораздо лучше казахского», — подчеркнул собеседник ПЭ.
Миграция
Россия также могла бы использовать для увеличения влияния на страны Центральной Азии так называемый «гастар-фактор». Имеются в виду мигранты, которые приезжают из ЦА, чтобы жить и работать, объяснил Котков.
«Если РФ прекратит организованный завоз гастарбайтеров по линии "народозамещения", это будет сильным ударом по странам Средней Азии. И Россия могла бы этим пользоваться. Кроме того, нельзя забывать, что рано или поздно эмиграцию необходимо будет прекратить, чтобы избежать перенаселения. Использование этой якобы дешевой, но на самом деле постоянно дорожающей рабочей силы — это тормоз, который препятствует развитию РФ — увеличению машиностроения, роботизации и так далее», — считает собеседник ПЭ.
У России есть много рычагов влияния на страны Центральной Азии, помимо экономических. Например, несложно представить, что бы было, если Москва в январе 2022 не помогла устоять президенту Казахстана Касыму-Жомарту Токаеву во время беспорядков, поделился мнением востоковед.
«В Казахстане могла бы просто начаться гражданская война между самими казахами, поскольку они, мягко говоря, не представляют себя единой нацией», — подчеркнул Котков.
Смена парадигмы
Чтобы Россия смогла стать успешной в Средней Азии, ей нужно сменить, прежде всего, экономическую парадигму развития и постепенно отказаться от получения денег исключительно от «нефтегазовой трубы», отметил востоковед.
«России необходимо создавать многоукладную экономику и делать ставку на производство товаров высокого передела. Хотя бы в интересах внутреннего рынка и ближайших соседей, на которых у нас пока еще есть рычаги влияния. Если никак не действовать, то это грозит не только вытеснением РФ из стран Центральной Азии», — поделился своим мнением Котков.
Маловероятно, что среднеазиатские страны введут ограничительные меры в отношении Москвы вслед за Европой. Такую точку зрения ранее озвучил руководитель по научной работе Фонда развития и поддержки клуба «Валдай» Федор Лукьянов.












