Лента новостей

16:14
Американские ВВС заказали еще 15 самолетов-заправщиков Пегас
15:45
В Евросоюзе обеспокоены наплывом украинских боевиков и оружия после завершения конфликта
15:44
Турция добивается от США снятия санкций с Газпромбанка. ЕС готовится к нефтяной войне с Россией
14:59
Обстановка в Курской области по состоянию на 26 ноября
14:37
Юрий Подоляка о ситуации в Курской области: медленный, но уверенный прогресс, последние новости на 26.11.2024
14:16
Google начала без спроса наполнять сайты «интересными сущностями» — ссылками на результаты поиска
14:11
Вооружённые силы России ушли из Купянска
13:38
Информационное эхо «Орешника»
13:26
Рубль упал до 105 рублей за доллар. Силуанов назвал, кому это выгодно
13:25
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации по состоянию на 26 ноября
13:09
Британские разработчики показали возможности нового автономного подводного аппарата
12:47
ЕС выделил армии Иордании деньги на разведку
12:46
СВР России: англосаксы причастны к подрыву «Северных потоков»
12:44
Выбор элит Ирана по отношению к России
12:37
The Washington Post: Украина пытается купить Трампа энергоресурсами и полезными ископаемыми
12:36
Российские власти исключат «Талибан» из списка запрещённых организаций
12:30
Страх от Лондона до Варшавы: от новых ракет Путина нет средств защиты
12:27
Бортников заявил о создании на Украине теневого рынка оружия
12:14
Джон Шемякин про легизм, часть 2
12:12
Обстановка на фронтах: ключевые события и карта боевых действий на Украине, Донбассе и в Курской области 26 ноября 2024 года
12:09
На Камчатке появится электростанция мощностью 100 ГВт
12:04
Один погиб, один ранен: водитель открыл огонь по людям в Саратовской области
11:49
iPhone 17 Slim получился настолько тонким, что в него не поместится SIM-карта
11:38
В СВР заявили о причастности англосаксонских спецслужб к теракту на «Северных потоках»
11:30
«План неустойкости» Украины
11:00
Сакс сомневается, что Байден отдал приказ атаковать Россию ракетами в здравом уме
10:53
Грин: передача Байденом ядерного оружия Киеву будет госизменой
10:15
Российские бойцы ведут городские бои за освобождение Купянска от украинской оккупации
10:14
Гуцериев призвал не клеймить Запад геями и оголтелой пропагандой
09:57
Илон Маск раскритиковал бюрократию в Пентагоне
09:54
Ударная волна дошла до Запада - Новости
09:50
Штурм Великой Новосёлки: ключевой шаг к успеху на Запорожском направлении
09:47
На Камчатке появится электростанцию мощностью 100 ГВт
09:40
Хоррор-квесты положительно повлияли на иммунитет
09:37
Три шага для нейтрализации вражеской системы ПВО на Украине
09:35
Бронь не крепка: как Киев добивает свой военный потенциал
09:22
Почти сорок дронов Украины атаковали Россию. Медведев вновь рассказал о красных линиях
09:21
Стрелять по уклонистам - это норма. На Украине обсуждают повышение эффективности военкоматов
09:16
Иноагенты открыли в США фейковое «российское посольство»
09:10
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 26.11.2024
09:04
Специальная военная операция ВС РФ и события на Украине 26 ноября, день
08:56
За сутки по Белгородской области ВСУ выпустили более 50 снарядов: последствия и меры помощи пострадавшим
08:51
«Человек боится неопределённости»: физики и психологи — о феномене ретроградного Меркурия
08:37
Иностранным агентам не платим
08:01
Томография показала, что на сосуды действуют даже вейпы без никотина
Все новости

Архив публикаций



Решт – Астара


17 мая президенты России Владимир Путин и Ирана Эбрахим Раиси приняли участие в церемонии подписания в Тегеране двустороннего межправительственного соглашения о сотрудничестве по финансированию проектирования и строительства железной дороги Решт – Астара

17 мая президенты России Владимир Путин и Ирана Эбрахим Раиси приняли участие (в режиме видеосвязи) в церемонии подписания в Тегеране двустороннего межправительственного соглашения о сотрудничестве по финансированию проектирования и строительства железной дороги Решт – Астара на территории Ирана, а также поставок товаров и услуг по международoному транспортному коридору (МТК) «Север – Юг».

У  проекта есть три ветки, напомнил Эбрахим Раиси: «Российская Федерация, Казахстан, Туркменистан и Иран – это восточная ветка… общими усилиями данный маршрут уже действует, в пилотном режиме был задействован несколько раз. Центральная ветка, через Каспийское море [содержит] большой потенциал. Мы должны усиливать возможности в наших портах, мощность портов. С участием российских компаний это тоже действует и работает». Однако «западная ветка пока ещё отсутствует, отсутствует часть [железной дороги] между Рештом и Астарой. Реализацией данного соглашения мы сможем восполнить этот пробел, чтобы у нас были три действующие ветки, через которые могли бы провозить товары и продвигать наши проекты».

Как уточнил вице-премьер РФ Александр Новак, финансирование строительства железнодорожной ветки протяжённостью примерно 170 км «будет осуществляться за счёт межгосударственного кредита в 1,3 млн. евро».

По словам В. Путина, «казалось бы, это небольшой участок, но его ввод в строй позволит наладить прямое и беспрерывное бесшовное железнодорожное сообщение по всей протяженности маршрута Север – Юг». Кроме того, «мы рассчитываем на скорейшее завершение подготовки в трехстороннем формате, с участием азербайджанской стороны, соглашения о сотрудничестве по развитию железнодорожной инфраструктуры и грузовых перевозок». Окончательные сроки ввода в эксплуатацию этой артерии и подписания упомянутого трехстороннего соглашения официально пока не названы.

На фоне ужесточающихся западных санкций российско-иранские торгово-экономические связи приобретают особое значение. Как отмечает А. Новак, соседи по северному и южному берегам Каспия «в том числе благодаря проекту, намерены втрое нарастить грузооборот по железной дороге к 2030 году – минимум до 15 млн. тонн в год, причём это касается только транзитных грузов. В дальнейшем мы будем расширять соответствующие мощности, и этот проект может стать альтернативой Суэцкому каналу».

В марте 2023 года первый заместитель главы РЖД Сергей Павлов оценил ориентировочную стоимость строительства участка в юго-западной прикаспийской провинции Гилян в 1,6 млрд. долл. Согласно проектным оценкам иранской стороны, создание участка Решт – Астара займет 4 года; российская сторона допускает трёхлетний срок. Давшее старт проекту соглашение о строительстве железной дороги Казвин – Решт – Астара в рамках МТК «Север – Юг» было подписано представителями России, Ирана и Азербайджана ещё в 2005 году, но схема финансирования проекта не публиковалась. Участок от Казвина до Решта протяжённостью 164 км, построенный, по всей видимости, иранцами за свой счёт (оценочная стоимость – более 650 млн. долл.), заработал с 2019 года.

В середине 2010-х годов предварительная стоимость остающегося недостроенным участка между Рештом и Астарой оценивалась иранской стороной примерно в 800 млн. евро. Вскоре после начала движения в феврале 2018 г. на 11-километровом участке между Астарой азербайджанской и Астарой иранской (включая мост через одноимённую реку) его иранская часть (около 3 км) с одноименной станцией и новопостроенным грузовым терминалом была передана в аренду Азербайджану на 25 лет. Немногим ранее глава «Азербайджанских железных дорог» Джавид Гурбанов рассказывал о предоставлении Ирану кредита в 500 миллионов долларов на строительство железной дороги Решт – Астара: дескать, соответствующее соглашение парафировано обеими странами и «направлено в соответствующие министерства и структуры обеих стран. Строительные работы начнутся в первой половине 2018 года. Открытие 164-километрового участка запланировано на 2020 год…».

Сейчас официальная информация об использовании этих денег по назначению отсутствует. Вполне вероятно, что реализации проекта воспрепятствовали «третьи силы»,  заинтересованные не в меридиональных коммуникационных проектах с участием Ирана, а в обострении отношений между соседями по берегам Аракса. Как пишет иранский исследователь Вали Каледжи, «учитывая решение Азербайджана не подвергать себя последствиям вторичных санкций США, Баку заморозил свою долю согласованных инвестиций, а Тегеран обратился за поддержкой к Москве».

Застарелая конфронтация, отягощённая этноконфессиональными противоречиями, неизменно влияет на реализацию транспортных проектов в этой части Кавказско-Каспийского региона. Достаточно упомянуть о том, что железная дорога через реку Астара-чай действовала в 1942-45 годах, будучи частью «иранского коридора», по которому в СССР шли грузы по ленд-лизу. Затем по мере разрастания на северо-западе Ирана автономистского движения с провозглашением в Тебризе «Азербайджанской Демократической Республики» шахские власти разобрали железнодорожное полотно. В последующие десятилетия отношения между соседями постепенно выправлялись, и с начала 1970-х годов, помимо железнодорожного сообщения через узел в Джульфе, в прикаспийском приграничье заработала узкоколейка, введенная в действие одновременно с трансграничным газопроводом через обе Астары.

После 1991 года, а особенно после 2020 года диалог между Баку и Тегераном, мягко выражаясь, не отличается дружественностью. Провоцирование сепаратистских настроений по окраинам Ирана, не исключая промышленно развитые северо-западные провинции, – традиционная тактика Запада и Израиля, нацеленная на дестабилизацию «режима аятолл». Неизменная составляющая этой линии – теракты на коммуникациях, подрывы объектов инфраструктуры и управления ею, в том числе с применением БПЛА.  От некоторых израильских экспертов можно слышать утверждения о том, что совместный проект с участием двух «стран-изгоев» прикаспийскому союзнику Тель-Авива категорически невыгоден.

Не следует сбрасывать со счётов и сугубо экономическую составляющую проекта «Север – Юг». Согласно заслуживающим внимания выводам, реализация преимуществ трансиранского сектора одноимённого транспортного коридора, как и всего проекта в целом, зависит от достаточной грузовой базы – особенно транзитной, поскольку в Москве и Тегеране делают акцент на перевалку грузов в интересах контрагентов из третьих стран по маршруту куда более короткому, нежели обходной морской маршрут через Суэцкий канал. Однако с учётом возрастающего санкционного давления достоверно оценить перспективную транзитную грузовую базу и её коммерческую эффективность вряд ли реально. Иранское экономическое издание The Financial Tribune сетует на логистические проблемы Ирана, такие как серьезная нехватка железнодорожных грузовых вагонов и пропускной способности автомобильных перевозок, замедляющие транзитные перевозки бюрократические препоны. Очевидно, что российская сторона в одиночку не решит, а возможная односторонняя «благотворительность» может быть компенсирована как-то иначе – в ином случае она просто теряет смысл и едва ли будет поддержана крупными хозяйствующими субъектами: достаточно вспомнить относительно недавнюю публикацию в газете «Гудок» под характерным заголовком «Транспортный коридор "Север – Юг" – баланс на грани фола» с подробным перечислением минусов этого, по мнению автора, «зависшего в воздухе» проекта. В редакционном послесловии к этой симптоматичной публикации говорилось о необходимости придания коридору «Север – Юг» более «высокого политического рейтинга»: «...для начала внести этот вопрос в перспективную повестку дня. Нужно создание некой пока аналитической и проектной структуры, которая вывела бы проект из стадии разговоров о нём в стадию реализации». И вот, как видим, все это создано, работает межпарламентская комиссия высокого уровня, к работе которой привлекаются правительственные чиновники, специалисты широкого профиля – надо полагать, дело пойдёт…

В любом случае для определения экономической привлекательности МТК «Север – Юг», в том числе его иранского сектора, необходима максимально чёткая взаимная стыковка эксплуатационных режимов образующих его железнодорожно-портовых зон. Не обойтись и без синхронизации транзитных тарифов и таможенных процедур; согласования единых режимов приоритетного пропуска / обслуживания транзитных грузов и перевозящих их транспортных средств, множества иных организационно-правовых и технических процедур. В Евразийском банке развития подсчитали, что эффективному функционированию коридора пока препятствуют более 40 нетарифных и других барьеров.

В более широкой перспективе конкурентоспособности пути из России в Индию способствовало бы создание зоны свободной торговли между образующими МТК «Север – Юг» государствами (Россия, Азербайджан, Иран, Индия). Как свидетельствует международная практика, такие зоны – например, между АСЕАН и КНР, КНР и Пакистаном, БЕНИЛЮКС, МЕРКОСУР и т. п. – предполагают межгосударственные преференции для стран-участниц в перевозках как в рамках этих зон, так и по реэкспорту товаров и услуг по льготным транзитным расценкам в процессе международного транзита.

Заглавное фото: alkhanadeq com



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх