Заморозка счетов финских диппредставительств в России стала ответом на аналогичные действия в отношении российских загранучреждений в Финляндии, признает Helsingin Sanomat. Если посольство России в Хельсинки может пользоваться банком Nordea, то финнам предложено работать с банком ВТБ. Бывший посол страны в Москве объясняет, в чем у них проблема.
Эсси Мюллюоя (Essi Myllyoja)
В среду 17 мая сотрудники посольства Финляндии в Москве отказались комментировать Helsingin Sanomat, как заморозка счетов может повлиять на деятельность дипломатического представительства. По словам бывшего посла Финляндии в России Ханну Химанена (Hannu Himanen), заморозка счетов не станет угрозой для работы посольства, но значительно ее затруднит.
Ханну Химанен, сейчас уже вышедший на пенсию, был послом Финляндии в России с 2012 по 2016 год. Он подчеркивает, что не владеет точной информацией о нынешней практике работы посольства, и может поделиться лишь своей оценкой происходящего.
Дипломатические представительства теперь не смогут использовать свои банковские счета в России. Расходы представительств, такие как арендная плата и счета, будут оплачиваться обходными путями — например, наличными, заявил 17 мая министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто (Pekka Haavisto).
Экс-посол Химанен считает, что сложилась очень непростая ситуация. "В экономике России упор больше не делается на наличные, платежи осуществляются посредством банковских переводов. Москва практически уже полностью перешла на современные электронные денежные переводы".
Ханну Химанен также напоминает: запас наличных нельзя будет пополнить в России, если счета будут недоступны. "На практике это означает, что деньги нужно будет отправлять из-за рубежа дипломатической почтой в Москву. Непростая история".
Химанен также считает очевидным, что российские банки закрывают счета иностранных представительств не по собственной инициативе. Он уверен, что такое решение было принято на государственном уровне: "Конечно, это был приказ Кремля".
17 мая министр иностранных дел Финляндии Пекка Хаависто увидел в действиях России желание доставить неприятности Финляндии. Он не думает, что заморозка счетов связана с членством Финляндии в НАТО.
Ханну Химанен уверен: усложнение дипломатических отношений нельзя воспринимать как вспышку негодования со стороны русских. Он также не согласен и с тем, что замораживание счетов никак не связано со вступлением Финляндии в НАТО.
По мнению Химанена, дипломатические отношения в некотором роде можно назвать "священными", поскольку их поддержание отвечает интересам всех сторон. Принципы дипломатических отношений определены Венской конвенцией, соблюдать которую обязалась и Россия.
"Дипломатические отношения связаны бесспорной и однозначной договоренностью, которую Россия сейчас в одностороннем порядке нарушает. К чему стремится Россия? Неужели она готова испортить дипломатические отношения еще сильнее?"
Официальный представитель МИД Мария Захарова сообщила, что данный шаг является зеркальным ответом на аналогичные ограничения в отношении российских загранучреждений в Финляндии, которые теперь могут пользоваться счетом только в одном финском банке.
17 мая посольство России в Финляндии опубликовало пресс-релиз, согласно которому российскому дипломатическому представительству была оставлена возможность пользоваться лишь одним банком — Nordea.
Химанен считает это решение следствием санкций ЕС и деятельности финских банков, а не следствием действий финского государства. "Как уже говорил Хаависто, в Финляндии не принимались никакие официальные решения о введении ограничений денежных операций посольства России в Финляндии".
В пресс-релизе посольства России в Финляндии также сообщается, что для осуществления платежей по обеспечению текущей деятельности диппредставительства Финляндия может использовать российский банк "ВТБ".
"Россия прекрасно знает, что банк „ВТБ“ находится на территории ЕС под санкциями, и поэтому посольство Финляндии не будет пользоваться его услугами", — уверен Ханну Химанен.
По словам Химанена, важность дипломатических отношений возрастает еще сильнее в таких конфликтах, как сейчас на Украине, когда лидеры стран практически не взаимодействуют. "Дипломатический канал позволяет поддерживать некоторую связь между странами", — рассуждает Химанен.
Экс-посол Химанен не может с ходу привести пример из истории, когда еще предпринимались столь серьезные попытки испортить дипломатические отношения. "Сейчас важно спросить, какие цели преследует Россия, играя в такие игры?"
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: