Стало известно об успешном завершении государственных испытаний самоходного орудия «Мальва». Пушка калибром 152 мм установлена на полноприводном четырехосном колесном шасси БАЗ-6610-027. Бронирование имеет только кабина боевой машины, а орудийный расчет находится «на бодрящем свежем воздухе». Кому же в дар предназначен этот «цветок смерти»?
Если вдруг кто-то пропустил, то проблематику появления на вооружении ВСУ высокомобильных САУ мы подробно разбирали в
Теперь можно ожидать появления на фронте «Мальвы». Однако самоходные орудия на колесной базе, да еще и не имеющие противоосколочной брони, подвергаются серьезной критике. Зачем они тогда понадобились?
Из «легковесов» в «тяжи»
В поисках ответа на этот вопрос предлагаем в очередной раз посмотреть на реальный опыт применения наших ВДВ в ходе спецоперации. По своему прямому назначению – захват плацдарма и его удержание до подхода основных сил – «крылатая пехота» использовалась за минувший год с лишним всего один раз. Российские десантники заняли с боем плацдарм под Гостомелем и несколько дней мужественно отбивались против численно превосходящего противника, который применял против них всю имеющуюся номенклатуру вооружений.
Возможно, когда-нибудь ВДВ еще раз будут задействованы для захвата плацдарма на правом берегу Днепра, однако сейчас они реально используются в качестве легкой пехоты при штурме укрепрайонов. Например, десантники должны прикрывать фланги ЧВК «Вагнер» в ходе операции по освобождению Артемовска. Уровень подготовки бойцов ВДВ не вызывает никаких сомнений, но есть вопросы к тому, как и чем они вооружены, насколько их вооружение соответствует новым задачам и противнику, оснащенного по стандартам блока НАТО. В качестве наглядного примера можно обратиться к одному из самых «тяжелых» наступательных вооружений российских ВДВ, авиадесантной самоходной противотанковой пушке 2С25 «Спрут-СД».
Следуя требованиям необходимости десантирования
Калибр у данной легкой бронемашины вроде бы приличный, и ее даже довольно смело называют самоходной противотанковой самоходной пушкой. Однако в мясорубке позиционных боев у экипажа «Спрута» практически нет никаких шансов ни против танка, ни против БМП и БТР, вооруженных скорострельными 30-мм пушками, ни против специализированной противотанковой артиллерии и САУ, ни против РСЗО, ни против ПТРК, ни против РПГ, ни даже против пулеметов калибром от 12,7-мм. Для ударных вертолетов и БПЛА противника российская десантная машина также является легкой целью.
Сразу оговоримся, что данный обзор не имеет целью как-то очернить или принизить нашу авиадесантную технику. Просто для «Спрутов», «Нон» и прочих «Ракушек» с их алюминиевой броней есть совсем иные задачи, нежели участвовать в позиционной войне, где все решает крупнокалиберная артиллерия и точное наведение. То, что предназначение и структуру ВДВ необходимо пересматривать, стало очевидно уже довольно давно, а спецоперация на Украине это только подтвердила.
Аэромобильный десант на вертолетах, это да. Прыгать с парашютом в глубоком тылу у противника? Так вражеская система ПВО просто не позволит туда долететь нашим военно-транспортным самолетам. Штурмовать украинские укрепрайоны бок о бок с «вагнеровцами»? Извините, но вооружение десантников тогда должно соответствовать поставленной задаче.
На самом деле, тенденция к его «утяжелению» началась еще в 2016 году, когда в 7-й новороссийской и 76-й псковской десантно-штурмовых дивизиях, 11-й, 31-й, 56-й и 83-й десантно-штурмовых бригадах были сформированы первые отдельные танковые роты, на вооружение которых поступили танки Т-72Б3. Председатель исполнительного комитета Союза десантников России Валерий Юрьев прокомментировал в интервью
В Афганистане был получен первый опыт применения танковых подразделений ВДВ. Тогда стало понятно, что в локальных конфликтах танки — наиболее подходящие машины для выполнения широкого спектра боевых задач. В современных условиях подразделениям ВДВ порой приходится выступать в роли мотострелковых, они должны иметь возможность большой огневой мощью подавить противника. Поэтому десантникам понадобились танковые батальоны, которые в нужном количестве предоставят мощные и защищенные огневые средства.
То есть, уже тогда началось сближение десантно-штурмовых подразделений ВДВ по функционалу с мотострелковыми. Следующий шаг был сделан в ходе спецоперации, когда для усиления огневых возможностей «крылатая пехота» начала получать гаубицы 152-мм «Мста-Б» вместо более легких 122-мм орудий Д-30. Очень знаковым стало решение передать российским десантникам тяжелые огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек», что в Минобороны РФ прокомментировали так:
В Саратовской области в одном из передовых соединений войск радиационной, химической и биологической защиты впервые состоялась передача тяжелых огнеметных систем ТОС-1А «Солнцепек» в интересах Воздушно-десантных войск Вооруженных сил Российской Федерации. <...> Передача экипажам модернизированных боевых машин ТОС-1А «Солнцепек» состоялась впервые в истории ВДВ.
И вот теперь завершены государственные испытания самоходного орудия калибра 152 мм «Мальва», которое вскоре должно начать поступать в войска. Так вот, пойти оно должно в первую очередь именно в артиллерийские подразделения ВДВ для усиления их огневой мощи.
В планах Минобороны РФ было создать из десантных войск настоящие силы быстрого реагирования, которые можно оперативно перебросить в любую точку мира, где они смогут действовать автономно, выполняя широкий круг задач. Конструкция «Мальвы» позволяет перевозить ее в транспортных самолетах Ил-76, колесное шасси – быстро перемещаться на большие расстояния, а крупный калибр – поражать различные цели: от пехоты и техники противника на передовой до тактических ядерных средств нападения в ближнем тылу на дальности до 24 км. То, что орудийный расчет находится без броневого прикрытия на свежем воздухе, является вынужденной платой за мобильность российской САУ.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: