В российском МИД возобладало понимание того, что Япония и её политики не друзья. Это шовинисты и русофобы, лелеющие надежду на ослабление и распад Российской Федерации. Вот уже и Сергей Лавров вспомнил предупреждение о том, что японцы улыбаются в расчете на получение Курил, а если нет – открыто проводят в отношении России враждебную политику. А ведь последние три десятка лет предостережения на этот счёт игнорировались, вызывали раздражение…
Отрадно, что горе-дипломаты ныне отстранены от определения политического курса в отношении Страны восходящего солнца. Зазвучали голоса реалистов. К таковым я бы отнёс временного поверенного в делах России в Японии Геннадия Овечко, который недавно дал интервью российским СМИ, объективно оценив беспрецедентно низкий уровень японо-российских отношений, на который их отбросил Фумио Кисида. Овечко разъяснил, что улучшений в отношениях с Японией ожидать не стоит. А бывший посол в Японии М. Галузин говорил, что «сгустились тучи в двусторонних отношениях» (он добавлял, что Россию и Японию «обязательно ждет светлое будущее»).
Овечко отметил, что Япония как председатель G7 намерена возглавить усилия по давлению на Россию, что может привести к еще большему ухудшению ситуации. Токио принимает недружественные меры, такие как введение персональных рестрикций, включая президента РФ, замораживание золотовалютных резервов Центробанка, отмена режима наибольшего благоприятствования в торговле, ограничение инвестиций и запрет на экспорт и импорт широкого круга товаров, устанавливает ценовой потолок на российские нефтепродукты и высылает российских дипломатов.
По словам дипломата, японские власти ограничили или запретили к вывозу в Россию широкую номенклатуру товаров, в результате чего крупнейшей позицией экспорта из Японии в РФ в 2022 году стали подержанные автомобили (41,5% от оборота). «В первом квартале 2023 года после серии не имеющих отношения к рынку ударов торговля сократилась на 41%. Прогнозируется дальнейшее падение из-за перспектив нагнетания нелегитимных антироссийских рестрикций коллективного Запада».
Москва реагирует довольно болезненно для Токио. Прекращены переговоры по давно ставшему анахронизмом мирному договору. Целью навязывания российскому руководству таких переговоров было отторжение от нашего государства в пользу Японии южнокурильских островов, по площади составляющих половину всей Курильской гряды. Было также было принято решение о прекращении введенных М. Горбачевым безвизовых поездок граждан Японии на основе соглашений о безвизовых обменах между южными Курильскими островами РФ и Японией от 1991 года. Российская сторона объявила о выходе из диалога с Японией о налаживании «совместной хозяйственной деятельности» на южных Курильских островах. Определённые шаги предпринимались в отношении заключенных в ельцинские времена договоров о добыче рыбы и морепродуктов в российской акватории, включая территориальные воды.
Впечатляет рассказ временного поверенного о разгуле русофобии в Стране восходящего солнца. Автору этих строк хорошо известно, как японские СМИ могут возбуждать ненависть к нашей стране, ибо довелось это испытать на себе, когда 1 сентября 1983 г. был пресечен организованный властями США разведывательный полет южнокорейского пассажирского «Боинга».
«После начала СВО в мире развернулась беспрецедентная по своему русофобскому накалу кампания против России и ее граждан. Япония, к сожалению, не стала исключением. В здешнем информационном пространстве, включая СМИ, социальные сети и блогосферу, произошел взрыв антироссийской риторики. При этом власти ее всячески подпитывали, – говорит Овечко. – …В российские загранучреждения и российский визовый центр в Токио поступали анонимные угрозы и требования соотечественникам "убираться из Японии". Аналогичного рода "обращения" в незначительном количестве направлялись подворью Московского патриархата в Токио», – рассказывает дипломат.
«Поступали жалобы на случаи отказа в приеме на работу по признаку российского гражданства. В некоторых здешних компаниях была сформирована крайне нездоровая атмосфера, при которой сотрудники из страха быть уволенными не высказывали открыто свое мнение о событиях в мире. Фиксировали факты бытового насилия в смешанных семьях со стороны японских супругов, а также оскорблений и унижений по национальному признаку».
Рассказал дипломат и о том, как японские компании стали отказываться от контрактов с посольством и генконсульствами РФ на ремонт мемориальных объектов и проведение ежегодного технического обслуживания оборудования.
Сохраняются проблемы во взаимодействии с японскими финансовыми учреждениями. «Некоторые банки отказывались выполнять свои прямые обязанности: делать банковские переводы, совершать операции по выдаче наличных денежных средств. Ссылаются на некие "внутренние инструкции" и "международные договоренности". Считаем, что власти страны пребывания подзабыли Венскую конвенцию о праве дипломатических сношений 1961 года…»
Овечко обратил внимание на то, что волна враждебности к нашей стране накатывается одновременно с превращением Японии в военную державу. «Не может не беспокоить форсируемый администрацией Фумио Кисиды курс на ремилитаризацию Японии. Мы видим, с какой скоростью и нажимом здесь без должного обсуждения и одобрения народом проталкиваются такие серьезные инициативы, как обновление доктринальных документов в области обороны и безопасности и беспрецедентное раздувание военного бюджета. Фиксируем попытки превращения японских сил самообороны в полноценную армию, способную проводить наступательные операции. Внимательно отслеживаем проведение крупномасштабных военных учений вблизи российских границ с привлечением внерегиональных игроков... Рассматриваем проводимые военные игрища как серьезный вызов региональной стабильности. Регулярно предостерегаем Токио, что в случае продолжения будем вынуждены предпринимать контршаги для блокирования военных угроз России», – говорит Овечко.
Остается лишь поражаться наглости японских политиков и дипломатов, которые, участвуя в экономическом удушении России, призывают Москву «решать территориальный вопрос». На днях посол Японии в США Кодзи Томита заявил в Вашингтоне, что Токио «с нетерпением ждет взаимодействия с Россией в виде конструктивного обсуждения данного вопроса».
Овечко точно определил то, к чему ведёт курс японских властей: Япония рискует так снизить градус отношений с Россией, что «термометр может лопнуть».
И ещё. Одной из сильных форм дипломатического демарша в знак недовольства поведением страны-партнера является временный отзыв посла. Полагаю, принимая во внимание враждебность Токио, не стоит спешить с назначением нового посла РФ в Японии. С обязанностями главы дипломатической миссии успешно справляется временный поверенный в делах РФ. Для японцев это должно стать понижением уровня представительства.
Анатолий КОШКИН
Читайте нас: