Несмотря на огромные поставки западной техники, в боях за Артемовск ее не видно, пишет Le Point. ВСУ чаще всего воюют советским оружием и объясняют это тем, что приберегают более современное для "контрнаступления". При этом украинские военные жалуются на нехватку "ценных боеприпасов".
Вооружение, поставленное западными странами, отправляется к местам сражений. Но какая-то часть складируется для будущего контрнаступления. А вот дальше что с ней происходит?
Американская реактивная система залпового огня HIMARS движется по четырехполосной автотрассе, связывающей города Константиновка и Краматорск, основные тыловые базы украинской армии на подходе к Артемовску (Бахмуту). В противоположном направлении, к югу, направляется скрытая под маскировочной сетью самоходка M109, также поставленная США. Бронеавтомобиль Roshel канадского производства прокладывает путь самоходке. Этой ранней весной поездки по дорогам Донбасса порой напоминают странное сафари: среди передвигающегося с трудом советского тяжелого вооружения время от времени натыкаешься на современную западную технику. Но большая часть развернутой военной техники – советского производства.
Это наблюдение подтверждается дальше от фронта, среди дымящихся развалин городка Часов Яр. Расположенный менее чем в десяти километрах от окраин Артемовска, он является последним населенным пунктом под украинским флагом перед рассредоточенными по сельской местности российскими позициями. В обстановке апокалипсиса украинская артиллерия наносит удары по российской армии прямо из центра города, ведя огонь среди мирных жителей, которые не успели эвакуироваться в тыл. Оглушительный треск пушек раздается каждую минуту. "Вокруг моего дома пять артиллерийских орудий, в том числе пушка M777 (155-мм гаубица американского производства)", — говорит испуганно Олег, пенсионер, который пришел к гуманитарному центру за продуктами.
Через несколько сотен метров сержант Ермак из 4-й бригады подтверждает информацию. "Помимо старых советских артиллерийских орудий, в борьбе за Артемовск мы используем M777 и M109, а также 155-миллиметровые гаубицы Krab, поставленные Польшей", — говорит он, глядя на экран планшета, где указаны координаты близлежащих позиций русских.
Его подразделение еще не получило современное вооружение. Укрывшись за сараем, трое артиллеристов пытаются отремонтировать огромную советскую самоходную установку 2С3 "Акация", произведенную еще в 1970-х годы: "Мы стреляли всю ночь, но теперь у нас возникла проблема с механикой. Бои настолько интенсивные, что старая техника с трудом справляется", — вздыхает Ермак. Еще один артиллерийский залп со стороны близлежащего поля, затем старая советская реактивная система залпового огня БМ-21 с дьявольским ревом выбрасывает снаряды прямо в небо.
Советский боевой танк Т-72 погрузился в гигантское облако пыли. Танкисты сидят на башне с напряженными лицами. "У русских танков лучше прицеливание и лучшее бронирование. Конкурировать сложно, но мы держимся", — проворчал Александр, танкист 1-й танковой бригады, отвечающей за поддержку пехоты на юге Артемовска. Чуть дальше от фронта, тридцатилетние Олег и Сергей из противотанкового отряда 3-й бригады, только что выбрались из пекла в Артемовске. Они с наслаждением пьют кофе на утреннем солнце. "У русских техника лучше, чем у нас, — говорит с сожалением Олег. – Их самые современные танки способны обнаруживать лазерные лучи наших старых советских противотанковых орудий и автоматически наносить по ним удар. Мы ничего не можем поделать".
Помимо нескольких артиллерийских орудий и бронетехники западного производства, установленных кое-где, в Артемовске используется в основном советское вооружение. Согласно нескольким онлайн-подсчетам, подтвержденным недавними утечками данных американской разведки, Киев должен был получить за зиму несколько десятков западных боевых танков, а также тысячи противотанковых гранатометов шведского и американского производства. Не говоря уже о ракетах большой дальности, БТРах, беспилотниках, ЗРК и прочей ультрасовременной артиллерии. Могло ли быть преднамеренным применение на Бахмутском фронте старого вооружения? "Все, что мы получаем от Запада в последние месяцы, мы откладываем для контрнаступления. Украина накапливает оружие и использует только то, что необходимо для того, чтобы отбить российские территории в Донбассе", — говорит Алексей, офицер 17-й танковой бригады, базирующейся в Краматорске.
Однако правда и другое: стремясь любой ценой сдержать российские атаки в районе Артемовска, Украина мобилизует ценные ресурсы, которые можно использовать для контрнаступления. В частности боеприпасы. "Мы не можем исключить ситуацию, при которой боевые действия потребуют слишком много ресурсов, что не позволит Киеву сохранить силы и, прежде всего, достаточно боеприпасов для крупномасштабного контрнаступления", — предупреждают французские эксперты Филипп Гро и Венсан Турре в докладе, опубликованном в начале апреля Фондом стратегических исследований.
Эту обеспокоенность разделяет Евгений, офицер 28-й бригады, переправившийся на второй рубеж обороны в селе Александро-Шультино, на южном фланге Артемовска. "Они всегда выпускают в десять раз больше снарядов, чем мы, как будто их запасы неисчерпаемы. В последние месяцы мы получили кое-какое западное оборудование, но при отсутствии боеприпасов оно бесполезно", — говорит он, когда вдалеке слышны взрывы в Артемовске. Генеральный штаб обеспокоен нехваткой 125-миллиметровых снарядов для советских танков, самых многочисленных в украинском арсенале. 6 апреля Варшава и Киев подписали соглашение о производстве снарядов данного калибра. Посмотрим, будут ли они доставлены вовремя для контрнаступления.
Автор: Теофил Симон (Théophile Simon)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: