Одной из главных проблем для российской армии в ходе СВО, помимо бардака со связью, управлением и координацией взаимодействия между разными частями и подразделениями, стало то, что ВКС РФ так и не обеспечили себе полного господства в воздухе. Украинская ПВО до сих пор не подавлена полностью, напротив, только усиливается за счет поставок натовских ЗРК. Что же может переломить ситуацию в нашу пользу?
Трудная мишень
К сожалению, украинская ПВО стала огромной проблемой для российской боевой авиации. Фронтовая штурмовая и бомбардировочная авиация, вынужденная действовать на относительно малых высотах, несет болезненные потери от ЗРК и даже ПЗРК, щедро розданных западными спонсорами ВСУ. Бомбить укрепрайоны противника с большой высоты при помощи «стратегов» было слишком опасно, поскольку до недавнего времени у нас отсутствовали в достаточном количестве управляемые планирующие авиабомбы. Из-за риска накрыть «дружественным огнем» своих же ВКС РФ приходилось применять дорогостоящие дальнобойные ракеты, не заходя в зону действия вражеской ПВО.
Все это выглядит как крайне нерациональное использование имеющегося ограниченного ресурса, материально-технического и, главное, человеческого. Заметные изменения в лучшую сторону начали происходить в последние несколько месяцев, когда российская авиация стала все чаще применять планирующие авиабомбы с модулями коррекции. Функционеры киевского режима жалуются, что подобные изделия способны пролететь до 70 километров и перехватить их практически невозможно. Это позволяет ВКС РФ начать системно обрабатывать позиции противника, оставаясь вне зоны досягаемости ЗРК типа «Бук». Однако относительно немногочисленные украинские С-300 по-прежнему представляют собой большую опасность для российской авиации.
В связи с этим хотелось бы обратить внимание на весьма интересный зарубежный опыт решения проблемы подавления ПВО.
Ужас пикирующий
Речь идет, конечно же, о семействе израильских противорадиолокационных дронов-камикадзе IAI Harpy, или «Гарпия». Как известно, еврейское государство, окруженное плотным кольцом прямых врагов и многочисленных недоброжелателей, активно занимается вопросом обеспечения собственной национальной безопасности. Работы по направлению крылатых ракет и перспективной концепции беспилотных летательных аппаратов, начатые еще в восьмидесятые годы прошлого века компанией Israel Aerospace Industries, логично привели к появлению БПЛА, способных как вести разведку, так и наносить удары по целям путем прямого столкновения при помощи носимой боевой части.
Результатом стало появление дрона-камикадзе Harpy, предназначенного прежде всего для подавления вражеской ПВО. Аппарат построен по схеме «летающее крыло», приводится в движение толкающим винтом, который обеспечивает ему скорость до 185 км/ч при дальности полета 500 км. Роль головки самонаведения в «Гарпии» выполнял специальный приемник радиолокационных сигналов. Вес осколочно-фугасной боевой части достигает 32 кг.
Применяется БПЛА следующим образом: он стартует из транспортно-пускового контейнера при помощи малогабаритного твердотопливного ускорителя и следует по заранее заданному курсу в район боевого патрулирования, где ищет сигналы излучающих РЛС системы ПВО противника. При обнаружении «Гарпия» пикирует на ЗРК, подрываясь вместе с ним. Если же хитрый расчет зенитного комплекса успел выключить радар, Harpy вновь переходит в режим патрулирования-ожидания в поисках следующей цели для атаки. Аппарат одноразовый, может находиться в воздухе несколько часов. Батарея «Гарпий» включает в состав до 18 противорадиолокационных дронов-камикадзе.
В начале нулевых годов израильтяне разработали более совершенную версию «Гарпии» под названием Hapry 2, позже переименованную в IAI Harop. Дальность полета этого БПЛА выросла с 500 до 1000 км, продолжительность полета – до 6 часов. Зарубежными покупателями IAI Harop стали Индия и Азербайджан. Известно об успешном применении данного противорадиолокационного дрона-камикадзе против ЗРПК «Панцирь-С1» в ходе второй нагорнокарабахской войны.
В 2016 году Israel Aerospace Industries впервые представила обновленный БПЛА Harpy NG (New Generation – «Новое поколение»), который состоит на вооружении только у ЦАХАЛ. В 2019-м на выставке Aero India компания IAI представила новый барражирующий боеприпас семейства «Гарпия» – Mini Harpy, который позиционируется как «Убийца С-300». В августе 2017 г. на военно-
Очевидно, что подобные специализированные барражирующие боеприпасы крайне остро необходимы и нашей армии. Раз за разом выпуская посменно такие беспилотники, можно либо подавить систему ПВО противника, уничтожая целенаправленно ее РЛС, либо заставить зенитчиков сидеть тише воды, ниже травы. Одновременное применение противорадиолокационных дронов-камикадзе и чисто ударных «Гераней», а также «Калибров» и «Искандеров» позволило бы российским войскам буквально забить украинскую противовоздушную оборону. ВСУ не смогли бы использовать свои «Буки» и С-300, когда в небе работают бомбардировщики ВКС РФ.
Можно ли это быстро реализовать технически? Почему бы и нет. Собственное семейство противорадиолокационных ракет есть и в России. Что мешает, скажем, взять головку самонаведения от ракеты Х-58 и поставить ее на «Герань»? Массовое появление подобных летательных аппаратов в небе над Украиной позволит забить вражескую ПВО и обеспечить ВКС РФ там прочное господство.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: