В отличие от надводных кораблей, российские подводные лодки принято считать одними из лучших в мире. Однако, подводные возможности находятся под угрозой ослабления, во-первых, из-за войны на Украине, а во-вторых, из-за западных санкций.
Превосходные российские подводные лодки лишь едва уступают американским по своим возможностям, заявил Newsweek адмирал ВМС США в отставке Джеймс Фогго. По данным НКО Nuclear Threat Initiative, Россия располагает примерно 58 подводными лодками, включая дизельные и атомные. Согласно их расчетам, Москва обладает 17 атомными ударными подводными лодками, девять из которых оснащены крылатыми ракетами.
В российском подводном флоте имеются субмарины класса «Ясень» и модернизированные «Ясень-М», которые военный эксперт RAND corporation Эдвард Гейтс ранее назвал «жемчужиной в короне российского подводного флота». Они способны нести на борту новые гиперзвуковые ракеты «Циркон», а также крылатые ракеты большой дальности «Калибр», которые использовались против украинских целей.
Подводный флот России значительно превосходит надводный по нескольким показателям, включая боевую мощь, дальность действия и скрытность, заявил в интервью Newsweek Грэм П. Херд из Европейского центра исследований безопасности. На протяжении всего периода после окончания холодной войны усилия России были сосредоточены на разработке новых возможностей для подводных лодок, в то время как в области надводного судостроения ее потенциал был в значительной степени утрачен, полагает Дмитрий Горенбург из американского Центра военно-морского анализа.
По словам Ника Чайлдса, старшего научного сотрудника Международного института стратегических исследований (IISS), российский военно-морской флот, как и ранее советский, всегда были «лучшими под водой», а технологии атомных подводных лодок по-прежнему обеспечивают России «место среди ведущих военно-морских держав». Возможно, сейчас у нее меньше современных атомных субмарин по сравнению с советской эпохой, но они остаются «в высшей степени боеспособными, и наряду с некоторыми более старыми моделями по-прежнему представляют значительную угрозу для НАТО», сказал эксперт.
Майкл Петерсен, глава американского Русского института морских исследований (RMSI) ранее заявил, что подводный флот Москвы является «критической угрозой» для США, и многие эксперты согласны с этим.
Однако, хотя он впечатляет на бумаге, неизвестно, насколько хорошо сохранились подводные лодки советских времен. По словам Чайлдса, подводные силы России «никогда полностью не испытывались в боевых условиях», и степень их превосходства «остается неясной».
В целом ВМФ России играет ограниченную роль в украинском конфликте. Подводные силы, способные нести ядерный заряд, разделены между Северным и Тихоокеанским флотами, и от них зависит ядерное сдерживание страны.
Черноморский флот, имеющий базы в Севастополе и Новороссийске, до сих пор играл более существенную роль в СВО. Подводные лодки использовались для запуска крылатых ракет по наземным объектам. Кроме того, дизельные субмарины создают проблемы для НАТО в Черном море, отметил Чайлдс. Однако, в целом украинский конфликт почти не коснулся подводного флота, считает Горенбург.
Впрочем, в некотором смысле война все же затрагивает, или затронет в будущем, российский военный флот. Западные покровители Киева во главе с США ввели санкции, направленные на подрыв способности Кремля вести войну, а в декабре 2022 года Госдеп усилил меры против военно-морской мощи России.
В результате Кремлю будет все труднее поддерживать разработку передовых подводных лодок, «когда он лишен сырья, промышленной базы и рабочей силы, потому что эта рабочая сила брошена на войну против Украины», – считает отставной адмирал Фогго. Это ставит под угрозу «способность России инвестировать в перспективные разработки, такие как субмарины нового поколения, чтобы соперничать с лучшими достижениями западных конкурентов», сказал он.
По мнению Горенбурга, трудно точно определить, насколько российские подводные лодки зависят от иностранных технологий, но, вероятно, они необходимы по крайней мере для некоторых этапов разработки. Здесь также существует различие между надводным и подводным флотами. При этом атомные подводные лодки с меньшей вероятностью будут нуждаться в иностранных технологиях.
Американские эксперты выдвинули два возможных сценария относительно будущего российского подводного флота.
Если в вооруженных силах возникнет дефицит ресурсов, скорее всего, приоритет будет отдан восстановлению наиболее пострадавших сухопутных войск, считает Горенбург. «Это неизбежно приведет к сокращению или, как минимум, ограничению инвестиций в области судостроения». Согласно второму варианту, Россия может направить максимум инвестиций в подводный флот из-за его «относительной важности» для стратегического сдерживания.
Как бы то ни было, эксперты склонны считать, что война и санкции окажут отсроченное воздействие. На ближайшие двадцать лет Россия гарантировала себе место среди ведущих держав в области подводного флота. Но позже, «безусловно, могут возникнуть негативные последствия». Впрочем, по мнению Мертенса, поддержание подводного флота при любых обстоятельствах будет в списке основных приоритетов России.
Читайте нас: