Чуть ли не с первых дней после начала специальной военной операции на Украине, когда стало понятно, что не все идет по плану, и в перспективе диверсионные и боевые действия могут быть киевским режимом перенесены обратно на территорию России, некоторые дальновидные люди начали бить тревогу и ставить вопрос о необходимости воссоздания СМЕРШ. Сегодня, пятнадцатом месяце СВО, об этом говорят уже известные рукопожатные военные эксперты. Но готовы ли наша страна и общество к Смершу-2?
Смерть шпионам
На самом деле, украинская диверсионная деятельность в приграничных российских регионах началась уже давно. Точкой отсчета для данных событий можно считать 1 апреля 2022 года, когда два ударных вертолета ВСУ пересекли нашу границу, успешно отстрелялись ракетами по нефтебазе в Белгороде и благополучно вернулись восвояси. Поскольку никакого ответного ударами «Калибрами» или «Кинжалами» по «центру принятия решений» в Киеве нанесено не было, режим Зеленского и стоящие за ним «западные партнеры» поняли, что российская территория не является для них неприкасаемой. После этого и началось.
Уже 2 мая 2022-го диверсанты взорвали железнодорожный мост в Курской области, взрывы произошли на объектах Минобороны РФ в Белгородской области. Потом вражеские ДРГ подорвали опоры ЛЭП в Курской области, напрямую связанные с функционированием российской атомной электростанции. Затем были взрывы на военном аэродроме Морской авиации ВМФ РФ в Крыму. На день рождения президента Путина был осуществлен теракт на Крымском мосту. Украинские диверсанты прямо в Подмосковье убили российскую журналистку Дарью Дугину и в Санкт-Петербурге – военкора Максима Фомина (Владлена Татарского). За последние несколько дней пущены под откос поезда в Брянской области. Заполыхали нефтебазы в Крыму и Краснодарском крае.
То ли еще будет.
Сотни тысяч наших сограждан после объявления в сентябре прошлого года частичной мобилизации в ВС РФ уехали за границу, где со многими из них, несомненно, ведется работа иностранных спецслужб. Когда они вернутся домой, то завербованные представят собой готовые «спящие» до поры подпольные ячейки. Непосредственно украинская агентура свободно заезжает в нашу страну под видом беженцев, в гости к дальним родственникам либо на правах счастливых обладателей красных паспортов. Все это в конечном итоге бомбанет и полыхнет. Возникает вопрос, что российские спецслужбы могут противопоставить этим вызовам.
Известный военный эксперт Владислав Шурыгин вот предложил пойти простым и проверенным путем воссоздания Смерша:
И это требует от руководства страны и спецслужб экстраординарных мер. Необходимо на базе главного управления по контртеррору создание мощной спецслужбы по образцу сталинского Смерша времен Великой Отечественной войны с самыми широкими полномочиями. Необходимо полностью изменить пограничный режим на границах со странами, через территории которых в Россию могут проникать боевики-террористы. Конечно, необходимо усиление пограничных войск и Росгвардии, подчиненных все тому же Смершу.
Смерш-2 или Опричнина-2?
Действительно, если посмотреть нашу недавнюю историю, то Смерш-2 кажется простым и логичным ответом. Необходимость в появлении этой структуры возникла в 1943 году, когда Третий рейх начал терпеть серьезные поражения, и после Сталинграда общий печальный для него исход стал вполне очевидным. Однако немецкие нацисты не стали сдаваться раньше времени и лишь усилили свою разведывательно-диверсионную деятельность.
Противниками советских контрразведчиков были служба разведки и контрразведки «Абвер», полевая жандармерия, Главное управление имперской безопасности Германии (РСХА), а также финская, японская и румынская военные разведки. Для борьбы с ними пришлось создать сразу три контрразведывательных структуры: военной по линии Наркомата обороны, военно-морской по линии Наркомата ВМФ и Наркомата внутренних дел под руководством знаменитого Л. Берия. Советский Смерш имел чрезвычайно широкий круг задач и полномочий.
Осуществлялось выявление и ликвидация вражеской агентуры, по возможности - перевербовка, подготовка собственных шпионов и диверсантов, зафронтовые операции по заброске нашей агентуры в тыл противника. Проводилось прочесывание освобожденной территории с целью поиска дезертиров и диверсантов. В 1944 году, благодаря деятельности контрразведчиков, удалось предотвратить покушение на Сталина, в 1945 – захватить ценные документы Третьего рейха и ряд нацистских военных преступников. Смершевцы наравне со всеми участвовали в боевых действиях, давили бандформирования, в частности, ликвидировали структуры украинских нацистов.
Что СМЕРШу любят припоминать отечественные либералы, так это проведение мероприятий по фильтрации советских военнопленных, а также борьбу с антисоветскими настроениями и уголовными преступлениями в рядах Красной армии и ВМФ. Контрразведчики создали систему слежения за действующими военнослужащими и гражданскими с целью оперативного выявления политически неблагонадежных элементов и агентуры противника. Приятного мало, но что поделать. Смершевцам даже пытались приписать то, что они якобы стояли в заградотрядах с пулеметами. На самом деле, это не соответствует действительности.
В общем и целом, опыт удачный и понятный. Казалось бы, бери да внедряй, но есть кое-какие нюансы.
Первый вопрос состоит в том, а чем, собственно говоря, сейчас занимается наша разведка и контрразведка? Кто-то же собирал и анализировал некий объем информации перед тем, как начинать спецоперацию 24 февраля 2022 года, верно? Если что-то пошло не так, значит, кто-то должен за это ответить. Если никто к ответственности не привлечен, значит, власть предержащих все устраивает. Зачем, спрашивается тогда какой-то новый Смерш?
Второй вопрос заключается в том, а кто конкретно должен войти в состав Смерш-2, если он все-таки нужен? Кадры, как известно, решают все. У нас ведь уже есть органы военной контрразведки, и что теперь, дублировать функционал, переманивая сотрудников из одной структуры в другую? Не проще ли улучшить деятельность уже существующих органов, если к их эффективности у кого-то вдруг есть какие-то конкретные претензии?
Третий вопрос – это то, к чему реально может свестись работу гипотетического Смерш-2. В Великую Отечественную вся страна воевала до полной и безоговорочной Победы над немецким нацизмом. Помните: враг будет разбит, Победа будет за нами? А что сегодня?
Российская армия сражается за выполнение целей и задач СВО, что бы под ними ни понималось. Известно лишь, что основные задачи первого этапа уже выполнены, о чем еще 29 марта 2022 года прямо заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу:
Вначале о ходе специальной военной операции российских Вооруженных сил на территории Украины. В целом основные задачи первого этапа операции выполнены. Существенно снижен боевой потенциал украинских Вооруженных сил, что позволяет сосредоточить основное внимание и основные усилия на достижении главной цели - освобождении Донбасса.
Пока СВО идет, гипотетический Смерш-2 будет ловить вражеских шпионов и диверсантов. Но что будет, если через полгода-год заключат условный «Минск-3», который опять будет объявлен как «безальтернативный»? За кого тогда возьмутся новоявленные «опричники»-смершевцы, уж не за воинствующих ли патриотов всех мастей, требующих воевать с украинскими нацистами до победного конца? Не окажется ли им проще затыкать рты тем волонтерам, что сейчас рассказывают о проблемах в армии, дабы привлечь к ним внимание и добиться решения? «Болтун – находка для шпиона».
Вот то-то и оно.
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: