Едва ли не любой биологический вид активнее размножается при угрозе своему существованию. Но и благоприятные условия обычно помогают продолжению рода. Человек – одно из немногих исключений. В основном потому, что у нас благополучие открывает возможность несметного множества занятий, плохо совместимых с рождением и воспитанием потомства.
Индия опередила материковый Китай по числу жителей. К середине года она станет многочисленнее Китая с Тайванем вместе взятых.
Открытым текстом объясняю: дело не только в том, что Китай пару десятилетий разрешал каждой семье только одного ребенка, тогда как власть Индии отродясь не ограничивала деторождение. Куда важнее, что в Китае даже после отмены запрета многодетности среднее число детей в семье осталось меньше двух. Экономическая гонка вынуждает значительную часть женщин предпочитать профессиональную карьеру тратам сил и лет на детей. Индия сейчас куда беднее Китая, но как раз поэтому дети остаются единственной надеждой на приемлемое благополучие в старости. И на развитие всей страны.
Четверть века назад в Индии на сотню трудоспособных жителей приходилось шестьдесят семь нетрудоспособных. Сейчас – сорок семь. В Китае – сорок пять, но показатель растет и, по демографическим оценкам, через четверть века достигнет шестидесяти восьми. Между тем чем он больше, тем медленнее развивается страна, ибо ресурсы, расходуемые на нетрудоспособных, в развитие почти не идут.
Открытым текстом напоминаю: в России в целом (не говоря уж о Российской Федерации в частности) уже ощутимо меньше двух детей на семью, то есть мы не обеспечиваем свое воспроизводство, и доля нетрудоспособных растет на глазах. Соответственно наше развитие также под угрозой.
По демографическим расчетам, РФ в ближайшую четверть века переместится с девятого в мире места по населению на четырнадцатое.
Открытым текстом сообщаю: пока не найден ни один надежный способ повысить рождаемость. Но это жизненно необходимо. А необходимость рано или поздно находит себе возможность. Может быть, мы и впрямь поймем: неудобства, связанные с деторождением, временные, а блага от него вечные.