Сербская община Косово проигнорировала участие в муниципальных выборах, признать их состоявшимися Западу теперь будет сложно, пишет "Европейська правда". Это позволит Белграду заблокировать процесс признания независимости сербского анклава и отказаться от введения санкций против России, чего от сербских властей добиваются США и ЕС.
Двадцать второго апреля на сербской авиабазе Батайница прошло масштабное военное шоу.
Компанию сербскому президенту Александру Вучичу в тот день составили ближайшие союзники: лидер Республики Сербской (энтитета в составе Боснии и Герцеговины) Милорад Додик – политик, находящийся под санкциями США, а также премьер-министр Венгрии Виктор Орбан – сейчас ключевой лоббист интересов Сербии в ЕС.
Формально празднование было приурочено ко Дню сербской армии. Но главное – такая демонстрация силы должна была продемонстрировать поддержку Вучича накануне решающих разбирательств с ЕС. Уже на следующий день, двадцать третьего апреля, в Косово прошли муниципальные выборы. Местные власти избирались только в четырех муниципалитетах, населенных в основном этническими сербами.
При этом партия "Сербский список" – фактически филиал Сербской прогрессивной партии Вучича, политическая сила, которая считается главным представителем интересов косовских сербов, – бойкотировала эти выборы. Это привело к тому, что победу одержали политики, более лояльные к власти Косово. Но одновременно явка на этих выборах стала настолько низкой – менее 3,5% от зарегистрированных избирателей, что признать их Западу будет достаточно непросто.
Но для Вучича сложившаяся ситуация дает возможность попытаться создать альтернативные органы власти в Косово – и тем самым сорвать мирные переговоры с Приштиной, которые продвигают США и ЕС.
"Запомните этот день. Это день легализации и узаконивания последнего европейского гетто", – такую запись на своей странице в Твиттере в день голосования в Косово оставила сербский премьер Ана Брнабич. Власти Сербии приложили достаточно усилий, чтобы выборы в Косово были проигнорированы местными сербами. И это им удалось – явка составила лишь 3,47%.
Более того, подавляющее большинство из тех, кто все же дошел до участков (точнее, до специальных модульных домов, где из соображений безопасности проходило волеизъявление), были этническими албанцами. Сербов, по сообщению местных СМИ, на участки пришло всего тринадцать человек. И это дает местным сербам, а главное – властям Сербии все основания, чтобы говорить о непризнании этих выборов.
"Тем, кто думает, что с одним-двумя процентами голосов они могут возглавить муниципалитеты на севере, я должен сказать, что сербский народ никогда не позволит им это сделать", – говорится в заявлении вице-президента "Сербского списка" Милана Радоичича. А, по словам директора сербского офиса по делам Косово и Метохии Петара Петковича, пустые урны для голосования стали "поражением и разгромом (премьера Косово) Альбина Курти и международного сообщества".
Однако сам Курти объясняет очень низкую явку "атмосферой запугивания и шантажа", навязанной "официальным Белградом и его преступными инструментами на севере".
Вместе с тем власти Косово делают акцент на том, что выборы прошли без провокаций и в соответствии с законодательством. "С политической точки зрения очень плохо, что наши граждане сербской национальности не приняли участие из-за давления Белграда и его криминальных структур. Однако если мы посмотрим на юридический аспект, то выборы прошли успешно, и их результатом станут институты и должностные лица, которые будут служить гражданам Косово", – заявил министр внутренних дел Косово Джеляль Свечля.
Так, выборы прошли в соответствии с законодательством Косово. И это ставит Запад в довольно непростое положение. С одной стороны, нет причин не признавать эти выборы, но одновременно – нельзя закрывать глаза на то, что легитимность новой власти становится очень низкой. Крайне низкая явка на выборах – едва ли не на уровне статистической погрешности – существенно затрудняет их признание.
Поэтому заявления западных дипломатов были очень осторожными. В частности, посол Франции в Косово Мари-Кристин Бутель выразила обеспокоенность, что низкая явка не будет способствовать политическому разрешению конфликта между Косово и Сербией. И действительно, нынешняя ситуация на севере Косово создает дополнительные возможности для властей Сербии по срыву мирных переговоров.
Почему возникла потребность в досрочных выборах в сербских муниципалитетах Косово? В ноябре прошлого года Европа ожидала новый конфликт на Балканах, старт которому мог дать желание властей Косово внедрить национальные автомобильные номера в муниципалитетах, где живут этнические сербы. Последние видели в этом нападки на свои права, и потому угрожали масштабными протестами. А Белград демонстративно проводил военные учения у границ с Косово.
После того как власти Косово ввели штрафы за использование сербских автономеров, в отставку подали депутаты сербских муниципалитетов, а также представители местной полиции. Центральным властям Косово пришлось вводить своих спецназовцев на север страны (этот шаг преподносится Сербией как попытка силового давления на косовских сербов), а также объявить новые выборы в этих муниципалитетах.
В ответ партия "Сербский список", которая почти монопольно представляет интересы косовских сербов, демонстративно отказалась участвовать в этих выборах. Дело шло к силовому противостоянию, которое в очередной раз удалось остановить лишь благодаря вмешательству Запада. Впрочем, по сравнению с концом прошлого года на Балканах многое изменилось.
Прежде всего, в ЕС всерьез взялись за разрешение спора между Сербией и Косово. Был представлен разработанный Германией и Францией план, который предусматривал, с одной стороны, уступки Косово местным сербам (в первую очередь – создание Ассоциации сербских муниципалитетов), а с другой – согласие Белграда на вступление Косово в международные организации без формального признания его независимости. За основу была взята модель сосуществования во времена холодной войны ФРГ и ГДР.
Под давлением ЕС и США Сербия, и Косово согласились на этот план. А в середине марта в северомакедонском городе Охрид был согласован план действий по нормализации отношений. Появились и первые результаты этой работы – в частности, стороны очень приблизились к одобрению устава Ассоциации сербских муниципалитетов, а это ключевое требование косовских сербов.
В ответ ЕС, наконец, одобрил безвизовый режим для граждан Косово (последний для балканских стран, он вступит в силу с первого января следующего года), а в ближайшие дни начнется обсуждение принятия Косово в Совет Европы. Но несмотря на все эти успехи "Сербский список" так и не изменил решение о бойкотировании выборов. А все усилия Белграда были направлены на то, чтобы косовские сербы эти выборы проигнорировали. И это вынуждает задать вопрос: не хочет ли Сербия таким образом сорвать мирное соглашение?
Соглашение с Косово создало массу проблем для президента Сербии Александра Вучича. Соглашение способно существенно ударить по его рейтингам, более того, для значительного количества сербских радикалов он может превратиться в предателя, заслуживающего сурового наказания.
А одновременно против мирного соглашения выступает Россия, которая явно не заинтересована в разрешении конфликтов на Балканах, а главное – хочет сохранить инструмент давления на Сербию. Тем более, в Кремле понимают, что после достижения мирного соглашения по Косово Запад усилит давление на Белград по присоединению к санкциям против РФ – и у сербских властей будет меньше стимулов сопротивляться этому.
Хотя Вучичу после принятия соглашения удалось оперативно преодолеть сопротивление в своей партии и среди союзников-социалистов, ситуация остается для него крайне напряженной. И это заставляет его искать все возможные выходы из такой непростой проблемы. Идеальным вариантом для сербского президента было бы торпедирование сделки, чтобы избежать клейма "предателя".
Но для этого нужно сделать все возможное, чтобы сделка была сорвана чужими руками: это дает надежду, что тогда ЕС не будет выполнять свои обязательства перед властями Косово. Но возможно ли, чтобы власти Косово сами отказалась от выполнения соглашения?
Премьер Косово Альбин Курти был последовательным противником создания Ассоциации сербских муниципалитетов и ранее обещал сделать все возможное, чтобы не допустить этого. Однако сейчас Приштина не идет на открытые конфликты с ЕС, чтобы не упустить возможность получить прорыв в вопросе своего международного признания.
Однако ситуация вокруг местных выборов в Косово дает Вучичу возможность для срыва сделки, причем не своими руками. Очень похоже, что Белград планирует скопировать действия косовских албанцев времен правления Слободана Милошевича – тогда в ответ на сфальсифицированные выборы создавались параллельные органы власти, альтернативные официальным.
При таком сценарии возникает вопрос, кто должен формировать ассоциацию: законно избранные новые депутаты, за которыми не стоит местное население, или альтернативные органы власти, сомнительные с точки зрения закона, но за которыми стоят явное большинство косовских сербов?
Очевидно, именно этот вопрос Вучич попытается использовать на переговорах, которые пройдут второго мая в Брюсселе, и где будут обсуждать пути имплементации Охридского соглашения.
Скорее всего, сербский президент, ссылаясь на казус выборов в Косово, потребует пересмотра этого соглашения, что может надолго отложить (если не заблокировать) мирный процесс. Выглядит очень похожим на то, что Александар Вучич начинает рискованную игру для сохранения статуса-кво: избежать любого признания Косово, а вместе с тем – введения санкций против РФ. Возможность для этого ему дает нынешняя ситуация вокруг муниципальных выборов в Косово.
А помощь в реализации этого плана может оказать венгерский премьер Виктор Орбан, который может заблокировать санкции против Сербии и ее властей. Так же, как Венгрия блокирует принятие Евросоюзом санкций против уже упомянутого Милорада Додика. Остается открытым вопрос, понимают ли в ЕС риски этого плана. И готовы ли ему оппонировать?
Автор: Юрий Панченко
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: