Санкции не приносят критического вреда России, зато на них зарабатывают все кроме тех, кто их ввёл. Прежде всего страны бывшего СССР, сохранившие торговлю с Россией. Этим открытием министр иностранных дел Литвы Габриэлюс Ландсбергис поделился с Politico.
По данным Всемирного банка, ВВП Армении, которая поддерживает тесные торговые связи с Россией, в прошлом году неожиданно вырос на 11%, экспорт в Россию вырос в пять раз, а переводы из России увеличились в семь раз в годовом исчислении. Страна отметила профицит бюджета, а ее валюта, драм, вошла в число лучших в мире.
Politico побеседовала с «владельцем одного московского ресторана», который сообщил, что особой разницы в ассортименте по сравнению с до-санкционным периодом не наблюдается. По его словам, спиртные напитки поступают из Казахстана, а Coca-Cola - из Грузии.
Politico пошла за разъяснениями к Coca-Cola, где развели руками и сообщили, что их действия по предотвращению любого несанкционированного импорта «ограничены регулирующими факторами, связанными в первую очередь со свободной торговлей в рамках Евразийского экономического союза». То есть, всё, что попадает в Белоруссию, Казахстан, Армению или Киргизию — попадает и в Россию. В центре Карнеги добавили: Узбекистан тоже в доле.
Наряду с потребительскими товарами, через посредников могут проходить и более чувствительные товары двойного назначения, такие как микрочипы, которые могли бы помочь поддержать российскую оружейную промышленность, беспокоится Politico.
«Государства-члены ЕС должны направить четкий сигнал как третьим странам, так и европейским компаниям», — заявил по этому поводу Габриэлюс Ландсбергис. И привел в пример родную Литву, где «компании, выбирающие обход санкций, сталкиваются с огромным общественным давлением, потому что ценности важны, и их нельзя обменивать на обычный бизнес с агрессором».
Поскольку далеко не все с первой попытки найдут на карте Литву, с её соразмерной экономикой, то следовать литовскому примеру торгующие с Россией страны не спешат. Поэтому Вильнюс призывает ЕС назначить постоянного комиссара для надзора за разработкой и исполнением санкций против России и ее партнеров. И призвать бизнес расстаться с деньгами ради ценностей, которые исповедуют в Литве.
«Только если мы примем временное возможное негативное воздействие на европейский бизнес ради мира, мы, наконец, сможем быть едиными в нашей политике санкций и их реализации», — мотивировал собратьев-европейцев Ландсбергис.
В полном соответствии со стереотипами о прибалтах, Ландсбергис не заметил, что отвечающий за санкции против России чиновник в ЕС уже есть. Его зовут Дэвид ОСалливан, он бывший посол Евросоюза в США.
За последние недели и месяцы в ЕС и США заявили о готовности ввести санкции против Турции, Грузии, теперь — против Казахстана, Армении, Белоруссии и Киргизии. И даже против собственного европейского бизнеса. Иначе как понимать призыв Литвы к евробизнесу добровольно расстаться с прибылями ради единства с Вильнюсом?
Инфляция в ЕС и США никуда не делась, а свободных денег в Европе остается всё меньше. Для многих компаний, в том числе из числа крупного бизнеса, сотрудничество с Россией и БРИКС будет синонимом стабильности. У нового комиссара ЕС по санкциям будет много безнадежной работы.
Читайте нас: