Россия сегодня как никакая другая страна готова к реализации такого проекта, как Hyperloop (гиперлуп, или гиперпетля), заявил министр транспорта Максим Соколов.
«Что касается проекта Hyperloop, аналогичные работы ведутся достаточно давно. Предполагаем ли мы какие-то шаги в связи с этим? В принципе, да, и в нашей транспортной стратегии до 2030 года отражено использование новых наработок в сфере транспорта, в том числе новых средств транспортных», – сказал министр.
«Аналогичные работы ведутся давно, и не только в Америке. Конечно, проект Илона Маска правильно структурирован для привлечения инвесторов, в том числе российских, он получил некоторую динамику в последнее время», – отметил Соколов.
По его словам, в транспортной стратегии до 2030 года заложено создание коридоров по развитию высокоскоростного сообщения, в том числе с применением новых разработок. Например, это железнодорожное сообщение Москва – Санкт-Петербург. «Там есть отдельно выделенная полоса, которая будет зарезервирована, и если найдутся инвесторы и технология будет отработана, в том числе для пассажирских перевозок, а не только грузовых (то технология может быть применима)», – говорит Соколов. «Такой же коридор заложен в направлении Сочи, в направлении портов Азово-Черноморского бассейна. Это и проект ВСМ Москва – Казань, коридор распространяется и дальше – до Пекина», – добавил Соколов.
«Так как все проекты нашли отражение в схеме транспортного планирования, то мы готовы предложить их для такого рода проектов, важно, чтоб проект получил признание и прошел всю необходимую сертификацию», – отметил он.
Hyperloop – это сверхскоростные вакуумные поезда. Суть идеи состоит в том, что в трубах над поверхностью земли перемещаются в вакууме сверхскоростные капсулы (поезда), способные развивать скорость вплоть до 1220 км в час. Перевозить такие капсулы будут сначала все же грузы, а потом, возможно, и людей.
Самое интересное, что не только министр транспорта считает этот проект удачным для России. Им уже всерьез заинтересовались «Российские железные дороги». На днях стало известно, что специалисты РЖД несколько месяцев назад вошли в рабочую группу с компанией-разработчиком Hyperloop One с целью изучения данной технологии. Буквально 12 мая в США прошли успешные испытания двигателя, разработанного для будущего вакуумного поезда. В России у этого проекта уже имеются поклонники с деньгами. Проект реализует венчурный фонд Caspian VC Partners, созданный российским бизнесменом Зиявудином Магомедовым (компания «Сумма»).
В РЖД говорили, что речь сегодня идет не о проекте, а о концепции, которая сейчас кажется фантастикой, но через несколько лет может стать реальностью. До реализации реального проекта еще очень далеко. Пока не известно даже, о каких суммах может идти речь.
Идею придумал миллиардер Илон Маск, в копилке которого такие проекты, как Tesla Motors (создание электромобилей) и компания SpaceX (первый частный производитель космических ракет). Пожалуй, самым успешным проектом Маска можно назвать создание платежной системы PayPal. Сделать электромобиль ему удалось, но вот недорогой и массовый – пока нет. С массовой отправкой туристов в космос дела пока тоже далеки от реализации. Хотя разработаны многоразовые ракеты-носители Falcon 1 и Falcon 9, а также многоразовый космический корабль Dragon. Пока же Маск обещает через девять лет (к 2020–2025 гг.) осуществить полет на Марс.
Hyperloop One – это пока концепция, а не реальный проект. Разгон капсулы до 1200 км в час – тоже пока теория. При тестировании силовой установки речь шла о скорости вдвое ниже – 560 км/ч, и в трубе почти не было воздуха, но это все же еще не вакуум. «Принцип ее работы похож на игру в аэрохоккей: на каждых 5% дистанции трубы стоит магнитная разгоночная станция, которая подталкивает ее, как рука. Разгон не осуществляется по всей длине трубы, что позволяет сделать операционные затраты низкими. Контейнер двигается за счет скольжения по воздушной подушке без рельсов», – рассказывал РИА«Новости»управляющий директор Caspian VC Partners Уильям Шор.
В конце года они обещают провести полномасштабные испытания трубы на полигоне в Неваде длиной 3,2 км, а труба будет диаметром 3,3 метра, то есть достаточного для перевозок людей. По оценке разработчиков, капзатраты на километр могут составить от 5 до 20 млн долларов, в зависимости от использованных материалов и сложности маршрута.
Впрочем, на первых порах речь идет все же о перевозке грузов и на очень короткие расстояния. Так, по рассказам Шора, изучается возможность применить эту технологию в порту Лос-Анджелеса для доставки грузов и разработки механизма быстрой выгрузки груза из трубы в целом.
И только когда технология успешно будет реализована на коротких дистанциях, можно будет говорить о протяженных маршрутах. «В этом случае технология изменит весь процесс доставки грузов. Например, нам не нужно будет складировать холодильники где-то рядом с производством в Китае, чтобы потом морскими судами или поездами отправлять их партиями к рынкам сбыта. Произвели холодильник – и он теоретически может быть доставлен заказчику уже завтра», – говорит Шор.
Дальше – больше: таким способом можно доставлять грузы из Китая в Европу всего за 10 часов. «Сегодня доставить контейнер из Китая в Гамбург морем занимает порядка семи недель и стоит около 700 долларов, а с учетом работы портов – 1200 долларов. Доставка железной дорогой из Китая в Гамбург через Россию на повышенной скорости занимает около двух–трех недель, но стоит существенно дороже», – рассуждает Шор. Сколько будет стоить перевозка груза по Hyperloop, он пока не может сказать.
И, судя по всему, только на третьем этапе можно будет говорить о перевозке людей в капсулах. По словам Шора, в России как раз есть места, где можно было бы попробовать перевозку людей для начала на расстоянии 100–150 км. Например, если пустить такие поезда в Нижний Новгород, то этот город может стать пригородом Москвы, считает инвестор.
Неудивительно, что РЖД и Минтранс высказали заинтересованность таким проектом. Столь оптимальное решение главной инфраструктурной проблемы для такой большой страны, как Россия, да еще с точки зрения ее месторасположения между Азией и Европой, способно резко ускорить ее экономический рост. Российская компания «Сумма» тоже не случайно проявила интерес к Hyperloop. Для нее транспортный бизнес является основным, и она рассчитывает использовать технологии в российских регионах.
Разработчики ищут инвесторов для развития своей идеи. И Россия для этой роли подходит как нельзя лучше. Поэтому они первыми и обратились в РЖД за поддержкой. В той же Европе, например, проблема перевозок фактически не стоит, она и так вся покрыта высокоскоростными полотнами. Даже Китай за последние 10–15 лет сумел просто преобразить свою дорожную инфраструктуру, в том числе железнодорожную.
Однако стоит ли вообще РЖД и России интересоваться этим проектом, не является ли это лишней тратой времени и ресурсов? Не лучше ли «Российским железным дорогам» сосредоточиться на решении текущих задач и задач ближайшего будущего? Когда уровень распространения в России простых высокоскоростных поездов типа «Сапсан» в масштабе всей страны фактически нулевой, о каких вакуумных капсулах может идти речь? Или как раз такими проектами будущего и стоит заниматься, чтобы на этот раз быть первыми, а не последними, как, например, в истории строительства высокоскоростного сообщения?
«Заниматься российским Hyperloop стоит, ведь это отличный способ привлечь в страну инвестиции, возможно, в формате совместного проекта, – считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – Наша страна является отличным полигоном для непроверенных технологий в силу непростого состояния транспортной системы в целом. Это привлечение денег, ученых, создание новых рабочих мест, развитие индустрии логистики. Нельзя отказываться от технологий, особенно когда рынок еще не сформирован до конца. Пока лишь есть неполные прототипы по проекту Илона Маска, и на этом все». По его мнению, Россия могла бы совместно с Китаем поучаствовать в конкурентной борьбе за право получить долю на рынке: у России есть научный потенциал, а у Китая – финансовые и производственные возможности.
«Технологии, аналогичные Hyperloop, имеют больше шансов на внедрение в странах с большой территорией, как Российская Федерация, и неблагоприятными климатическими условиями. Поезд на магнитной подушке, движущийся в закрытой трубе с разреженной атмосферой, прослужит у нас намного дольше, нежели ВСМ или обычный ж/д состав», – считает Андриевский.
Но инженерам и конструкторам придется решить большое количество задач. Это организация технического вакуума, чтобы снизить силу трения в тоннеле и обеспечить большие скорости с меньшими усилиями. Еще одна проблема – как обезопасить объект от проникновения мелких грызунов и насекомых, которые с легкостью могут нарушить работу любой системы, отмечает эксперт. «Авария на транспортной системе, где постоянная скорость поезда составляет около 500 км в час, а конечная превышает 1200 км в час, – это действительно серьезная проблема», – говорит Андриевский.
С другой стороны, у России сегодня и так ограничены ресурсы, чтобы разбрасываться ими на проект с пока неясным результатом и непонятными затратами. Пока это рискованная затея, которая может не быть реализована в силу технических, экономических или иных преград.
«История России в течение последних ста лет – это попытка всех удивить, опередить и стать лучшими. Но, к сожалению, мы видим, что такие подходы не работают, за редчайшими исключениями. Учитывая сегодняшнюю ситуацию, мне кажется, что лучше средства вкладывать в реальные проблемы, решать задачи сегодняшнего дня. И подождать, пока появятся конкретные решения, когда они будут апробированы, а потом уже решать», – считает генеральный директор ЗАО «Магистраль» (разработчик систем для железнодорожного транспорта) Геннадий Ратин.
Ведь у России уже есть огромное количество объявленных проектов в железнодорожной отрасли, которые требуют миллиардных инвестиций. Это и развитие системы высокоскоростных линий, и модернизация Транссиба и БАМа.
Текст: Ольга Самофалова
Читайте нас: