Аналитик Щербинин: России нужно быть готовой к угрозам Запада в сфере ядерной энергетики
Страны G7 заявили о своих планах снизить зависимость от РФ в сфере мирной ядерной энергетики. Получится ли у Запада слезть с атомной иглы России, рассказал аналитик Максим Щербинин.
Согласно данным «Всемирной ядерной ассоциации», порядка 70% электроэнергии Франции обеспечивается за счет атомной энергетики. Причем на протяжении 40 лет Россия была одним из главных экспортеров электроэнергии в Европу, обеспечивая нужды других государств, рассказал «ПолитЭксперту» член Экспертного клуба «Дигория» Максим Щербинин.
«Отечественная атомная отрасль — это не только сырье для реакторов по всему миру, но и высокие технологии. Нужда в них недружественно настроенными странами Запада признавалась и продолжает признаваться. Настолько, что Росатом до сих пор не попал под санкции, несмотря на беспрецедентное давление на другие сектора экономики РФ», — подчеркнул собеседник ПЭ.
Заместитель генерального директора по развитию и международному бизнесу АО «Наука и инновации» ГК «Росатом» Петр Зеленов ранее заявил, что по строительству атомных станций за рубежом и ядерному топливу Россия действительно «впереди планеты всей». Именно поэтому санкции не коснулись компании, сказал Щербинин.
«Участие ГК "Росатом" в реализации проектов на территории Франции не секрет, данные об этом регулярно освещаются в СМИ. К примеру, в феврале этого года появилась информация об отправке во Францию оборудования для экспериментального термоядерного реактора. Страна, очевидно, нуждается в присутствии на рынке российских атомных технологий и сырья. Несколько месяцев назад Париж даже блокировал планы Еврокомиссии по введению санкций в отношении российских физических и юридических лиц, связанных с атомной энергетикой», — подчеркнул собеседник ПЭ.
Мотивация Парижа
Нелогичное, на первый взгляд, присутствие Франции в списке стран «Большой семерки», поддержавших заявление о необходимости отказа от российских услуг и продукции, связанных с атомным сектором, в целом довольно предсказуемо, поделился Щербинин. Идеологическим хедлайнером собрания G7, очевидно, был Вашингтон. Поэтому его позиция не может быть публично саботирована на мероприятиях столь высокого уровня. Кроме того, несмотря на громкий характер заявления, оно вполне может рассматриваться странами как довольно формальный акт из разряда «усилим, углубим, расширим»: о схожих «намерениях» и «глубокой озабоченности» семерка заявляла еще год назад.
«Тем не менее, не стоит исключать возможность более активных действий стран G7 в области диверсификации поставок продукции и услуг для атомной сферы, а также введения точечных и общеотраслевых санкций в адрес России. РФ должна быть во всеоружии и поэтому нуждается в проработке специальной антикризисной атомно-энергетической программы, которая бы содержала полный комплекс решений на случай перехода Запада от слов к действиям. Начиная с освоения новых рынков сбыта продукции и услуг в области атомной энергетики, и заканчивая специальными мерами по обеспечению защиты технологической тайны в условиях возможной интенсификации работы иностранных разведок в отношении атомной сферы», — сказал собеседник ПЭ.
Соединенные Штаты потребовали от России «не трогать» их ядерные технологии на Запорожской АЭС. Какие «секретные разработки» США могут находиться на атомном объекте, и будет ли РФ их использовать, ранее рассказал аналитик Борис Марцинкевич.












