Самолеты-разведчики ВВС Великобритании раз в десять дней патрулируют пространство над Черным морем, сообщает The Times, ссылаясь на данные отслеживания полетов. Но их активность не остается незамеченной, — как оказалось, в ответ на эти "дозоры" Россия неоднократно поднимала в небо свои истребители.
Несмотря на раскрытый из-за утечки данных Пентагона инцидент, который чуть было не закончился трагедией, разведывательные полеты над Черным морем продолжаются.
Как показал анализ, британские самолеты-разведчики бросают вызов импульсивным российским летчикам почти каждую неделю, выполняя разведывательные миссии над Черным морем.
Согласно "слитым" на этой неделе данным американской разведки, один самолет Королевских ВВС Великобритании едва уцелел в прошлом году после совершения попытки перехвата в международном воздушном пространстве к югу от Украины.
Сегодня газета The Times может подтвердить, что, несмотря на почти смертельную атаку, британские самолеты-разведчики продолжают регулярные боевые вылеты в этом районе, — но уже в сопровождении истребителей "Тайфун", которые вылетают с базы Акротири на Кипре для сдерживания российской "агрессии".
Масштабный утечка сотен сверхсекретных документов США свидетельствует о том, что инцидент с участием российского Су-27 оказался намного серьезнее, чем заявлялось первоначально, и поставил НАТО и Москву на грань открытого конфликта.
Согласно информации, 29 сентября пилот Су-27 попытался запустить ракету по пролетавшему над Черным морем разведчику RC-135 Rivet Joint ("Заклепка"), поскольку летчик неверно понял приказ радиста. К счастью для Королевских ВВС, чей самолет вмещает более 30 человек, снаряд дал осечку, и масштабного военного кризиса удалось избежать.
Тогда министр обороны Британии Бен Уоллес заявил депутатам, что ракета была выпущена "в непосредственной близости" от самолета-разведчика. Но в просочившихся данных американской разведки инцидент охарактеризован куда серьезнее: там утверждается, что самолет был "почти сбит".
Документы гуляют по Сети уже некоторое время, однако подтверждения США не получили. Минобороны Великобритании их достоверность также опровергло. Один представитель ведомства заявил, что значительная их часть "не соответствует действительности, сфальсифицирована либо и то, и другое".
При этом разоблачения вновь привлекли внимание к британским разведывательным операциям на Украине и вокруг нее.
Анализ The Times показал, что даже после несостоявшейся катастрофы в сентябре прошлого года самолеты-разведчики продолжали боевые вылеты в международном воздушном пространстве к югу от Украины, но уже в сопровождении истребителей "Тайфун" с базы Королевских ВВС в Акротири.
Судя по данным отслеживания полетов, в этом году RC-135 вылетали в среднем раз в десять дней. Незадолго до инцидента 29 сентября наблюдался повышенный уровень активности: количество вылазок самолетов над Черным морем достигло четырех за неделю.
Как следует из просочившихся документов, после инцидента российские истребители поднимались в небо в ответ на разведывательные полеты НАТО минимум шесть раз.
Дважды — 11 января и 22 февраля — российские самолеты поднимались навстречу британским RC-135 в сопровождении "Тайфунов". В остальных четырех случаях речь шла либо о французских "Миражах", либо об американских беспилотниках Reaper ("Жнец"), хотя обнародованные данные охватывают лишь период с 29 сентября по 26 февраля. Таким образом, беспилотник США, сбитый российским Су-27 14 марта, в документах не значится.
Королевские ВВС выполняют регулярные разведывательные полеты в международном воздушном пространстве близ России. Помимо патрулирования Черного моря, RC-135 часто появляются вокруг Баренцева и Балтийского морей. Тщательно контролируемые полеты участились весной 2021 года, когда Москва начала стягивать войска к границе с Украиной.
Подробности маршрутов самолетов публикуются заранее во избежание просчетов и недоразумений, и аппарат летит с включенными опознавательными маяками, которые передают его местоположение органам гражданской авиации, — это позволяет отследить полеты в интернете.
Бывший военный атташе Великобритании в России Джон Форман назвал попытку сбить RC-135 в тот самый месяц, когда он покидал Москву, свидетельством, что Россия все чаще действует в Черном море "на горячую голову".
Он сказал, что российская паранойя "начала зашкаливать" с тех пор, как в 2021 году эсминец типа 45 Defender ("Защитник") прошел через территориальные воды присоединенного к РФ Крыма. <...>
"Похоже, был отдан приказ не подпускать США и Великобританию слишком близко к российскому воздушному пространству, — сказал Форман. — <...> авиация Черноморского флота стала агрессивна как никогда <...>".
Форман предположил, что развертывание "Тайфунов" для сопровождения RC-135 после сентябрьского инцидента способствовало "восстановлению правил игры" в международном воздушном пространстве, а серьезность инцидента по-своему помогла обеим сторонам отодвинуться от опасной черты.
"Сопровождение британских самолетов в международном воздушном пространстве — это не эскалация. Русские не должны запускать ракеты по самолетам-разведчикам <...>. Впоследствии они заявили, что это была ошибка, потому что эскалация не в их интересах", — заключил он.
Автор: Джордж Гриллз
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: