Эммануэль Макрон
На заявление президента Франции тут же откликнулись в Европе и в США. Причем на уровне первых лиц западные партнеры постарались не уделять этому внимания. А вот среди второстепенных политиков реакция была бурной и прежде всего негативной.
Некоторые республиканские политики в Соединенных Штатах призвали к переоценке американо-французских отношений. Конгрессмен Крис Смит назвал заявление Макрона предательством Тайваня и готовностью «пустить жестокий коммунистического режим впереди демократических стран».
Слова лидера Франции были неловкими, позорными и геополитически наивными, расценил Майк Галлахер, республиканский председатель комитета Палаты представителей США по делам Китая.
«Комментарии президента Макрона… потакают стратегии КНР по разделению Америки и Европы… Я надеюсь, что президент Байден уже связался по телефону с президентом Макроном, потому что это крупная пропагандистская победа Китая», — написал он.
Один из ведущих республиканцев, сенатор Марко Рубио предположил, что если Европа не выберет сторону США или Китая в вопросе Тайваня, то, возможно, американцам тоже не стоит принимать какую-либо сторону в отношении конфликта на европейском континенте, то есть на Украине.
«Нам нужно знать, говорит ли Макрон от имени всей Европы или нет», — подчеркнул он.
Председатель комитета по иностранным делам Палаты представителей Майкл Маккол заявил:
«Взгляды президента Франции разочаровывают, потому что угроза Компартии Китая Тайваню представляет собой растущую угрозу глобальному балансу сил».
А вот Белый дом был сдержан в своей реакции. Джон Кирби, пресс-секретарь Совета нацбезопасности США сказал:
«Мы сосредоточены на отличном сотрудничестве и координации с Францией как нашим союзником и другом».
В Германии многие политики интерпретировали заявление Макрона как отказ от США и движение в сторону Китая.
По словам представителя правящей партии СДПГ по внешней политике Метина Хакверди, «серьезной ошибкой» является то, что Запад разделился именно из-за отношения к Пекину. Вместо этого Западу, «то есть Европе и США», следует вместе выступить против Китая.
«Мы живем в опасном мире. Поэтому США и Европа должны тесно сотрудничать друг с другом», — заявила секретарь еще одной правящей партии Свободных демократов (СвДп) Бижан Джир-Сарай.
Норберт Реттген, глава внешнеполитического отдела партии ХДС, назвал такую риторику наивной и опасной, к тому же ослабляющей Европу. По его мнению, Макрон «все больше изолируется в Европе».
Макрону «удалось превратить свою поездку в Китай в переворот для Си и внешнеполитическую катастрофу для Европы», — сказал он.
«Тот, кто выступает за свободу и демократию, не является сторонником этого (концепции Макрона)», — заявил председатель Европейской народной партии Манфред Вебер (ХСС).
Странам ЕС неприемлемо «с одной стороны, требовать суверенитета для Европы, а затем заключать с Китаем всевозможные экономические сделки». По словам Вебера, китайское руководство «из-за этого не станет уважать европейцев».
Так же сильно возмущалась Польша — будучи, с одной стороны, проводником американских интересов, а с другой, главным претендентом на лидерство в Европе после ослабления Германии.
Советник президента Польши Павел Солох отказал «стратегической автономии» Европы от Макрона в реалистичности.
«На сегодняшний день это абсолютно нереально. Хотя, конечно, это дает некоторое пространство для переговоров с Соединенными Штатами об удобствах или новых аспектах сотрудничества в вопросах безопасности».
Бывший польский посол в ФРГ Януш Рейтер предположил, что Франция не полностью отказалась от своих сверхдержавных устремлений, а Макрон хочет заодно поправить свою сильно запятнанную репутацию во внутренней политике.
«К сожалению, Макрон, на мой взгляд, не добьется ни одной из своих целей, но может ослабить Европу и весь западный мир. И это в то время, когда идет война, – добавил дипломат.
А депутат Европарламента от правящей партии Польши Витольд Ващиковский заявил:
«Мы начинаем всё меньше понимать президента Франции Эммануэля Макрона. Можно даже сказать, что он ударился в какие-то антиамериканские, антиатлантические концепции».
Пекин также отреагировал на заявление президента Франции. МИД Китая попросил страны по всему миру уважать принцип одного Китая.
«Мы надеемся, что все страны признают суть тайваньского вопроса, придерживаются принципа одного Китая и решительно выступят против независимости Тайваня и сепаратистской деятельности во всех ее формах».
Пресс-секретарь Елисейского дворца отвергла критику в адрес своего президента, напомнив, что Эммануэль Макрон часто подчеркивает, что Франция принципиально ближе к США, чем с Китаю:
«Соединенные Штаты являются нашим союзником, мы разделяем общие ценности».
Китай является деловым партнером, и в то же время это конкурент и системный соперник, с которым Париж хочет создать общую повестку дня для снижения напряженности и глобальных проблем. Франция также поддерживает статус-кво на Тайване, добавила пресс-секретарь.
Григорий Май
Читайте нас: