В России вступила в силу новая редакция Концепции внешней политики, утвержденная президентом Владимиром Путиным. В документе, реализация которого возложена на МИД РФ, главной дестабилизирующей силой в мире названы США и другие англосаксонские государства. Соответственно, внешняя политика России сориентирована на противодействие этой угрозе, в т. ч. путем поддержки тех, кто пытается защитить свой суверенитет от англосаксов. Конкретно речь идет о странах Азиатско-Тихоокеанского региона, исламского мира, Африки, Латинской Америки. При этом такая политика рассматривается как продолжение процесса деколонизации.
Программа ликвидации колониализма и его последствий была выдвинута советским правительством после Октябрьской революции 1917 года. В этом отношении Россия декларирует определенную преемственность от антиколониальной и антиимпериалистической политики Советского Союза.
В то же время в разделе "Общие положения" отмечается, что Россия не рассматривает Запад "врагом". Там же наша страна определяется как "самобытное государство-цивилизация, обширная евразийская и евро-тихоокеанская держава". И тут же подчеркиваются "глубокие исторические связи" только с европейской культурой.
Подобные моменты вызывают ассоциации с той антиколониальной политикой СССР, которая проводилась с конца 1950-х годов. С одной стороны, советское руководство оказывало всемерную поддержку антиколониальным, антиимпериалистическим движениям. С другой – постоянно искало "союзников" на Западе, подчеркивало "неразрывную историческую связь" с европейской "цивилизацией".
Ярким проявлением этой политики стали отношения с такой крупной колониальной державой, как Франция. С начала 1960-х годов руководство СССР, а затем России уделяло приоритетное внимание отношениям с Пятой республикой. В ней видели если не дружественную, то относительно лояльную Москве страну. Одним из символов советско-французского сотрудничества считался Шарль де Голль. Именем генерала еще в советские времена была названа площадь перед гостиницей "Космос" в Москве. Позднее здесь же установили памятник де Голлю. Сегодня его имя носит московская школа № 1251.
При этом игнорировался тот факт, что фигура генерала являлась противоречивой.
С одной стороны, во время Второй мировой войны он не признал капитуляцию Франции и создал движение "Сражающаяся Франция" для продолжения борьбы с Гитлером. Правда, деголлевские войска, воевавшие с нацистами, состояли не столько из французов, сколько из представителей колониальных народов – африканцев, азиатов.
С другой стороны, де Голль всегда придерживался правых, националистических взглядов и никогда не питал дружественных чувств к советскому народу. "Союзником" Советского Союза во время войны он стал ситуативно. Генерал представлял ту часть французской элиты, которая не желала превращаться в придаток Германии. Она мечтала о восстановлении могущества Франции, которое мыслилось ей с опорой на огромную колониальную империю. И в этом отношении де Голль проявил черты типичного колонизатора.
Вот как он "отблагодарил" те колониальные народы, которые помогли освободить Францию от вермахта.
В мае 1945 года генерал безжалостно подавил выступления жителей Алжира, требовавших независимости. И это несмотря на то, что ранее сам обещал им суверенитет. В ходе расправы были убиты 45 тысяч алжирцев. Французы в эти дни убивали так много, что зачастую не успевали хоронить трупы, поэтому их бросали в колодцы, сбрасывали в горные пропасти.
Тогда же французская армия по приказу де Голля осуществила бомбардировку мирных городов Сирии. Сделала это с целью восстановить колониальный контроль над ближневосточной страной. И это притом что Сирия на тот момент уже стала одним из учредителей ООН.
В сентябре 1945 года де Голль приказал расстрелять мирные демонстрации жителей Камеруна. Число убитых исчислялось десятками.
В ноябре 1945 года войска де Голля осуществили агрессию против Демократической Республики Вьетнам. ВМС Франции подвергли прибрежные вьетнамские города безжалостной бомбардировке. Сделали это для того, чтобы восстановить колониальный статус Индокитая.
Еще один пример: в 1960 году по приказу де Голля были осуществлены атмосферные ядерные взрывы вблизи алжирского города Регган. Как следствие, в этом районе и сегодня уровень радиации намного превышает допустимые нормы. Это ведет к высокому уровню заболеваний среди местного населения.
В связи с этим в бывших колониях Франции де Голль ассоциировался и ассоциируется с колониализмом. Поэтому африканские и азиатские лидеры всегда с непониманием относились к культу генерала в СССР, а затем в России. Это порождало у них сомнения в искренности политики Москвы и препятствовало развитию сотрудничества с нашим народом.
Декларации о том, что Россия не видит в Западе врага и считает себя частью европейской "культуры", могут породить у других народов опасения в продолжении указанной политики. И это может воспрепятствовать реализации тех целей, которые сформулированы в Концепции внешней политики РФ. Последовательность нашей политики – залог нашей безопасности.