Сразу же после начала специальной военной операции на Украине встал вопрос о необходимости перевода страны на военные рельсы. Требовалась мобилизация
Милитаризация
Для понимания глубины проблемы мобилизации стоит рассмотреть ее не вообще, а на конкретном примере. Вот недавно замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев порадовал нас планами увеличения производства танков:
Одних танков в этом году мы 1,5 тысячи штук сделаем. Прокалькулируйте, сколько получит наш противник даже по самым оптимистичным расчетам, – вот вам и ответ.
Звучит здорово, но давно живущие в России привыкли с настороженностью относиться к заявлениям в будущем времени, наподобие «произведем», «разработаем», «запустим» и проч. Было бы приятнее услышать отчет о том, сколько реально уже произвели, разработали или запустили. Вот и коллега с «Военного обозрения» Скоморохов
Удивляться тут особо нечему. Напомним, как мы недавно сами
Решение построить в Челябинске тракторный завод было принято еще в 1929 году, и в его проектировании приняли участие американские специалисты, чему поспособствовала Великая депрессия в самих США. В Детройте было создано совместное проектное бюро «Челябинск трактор плэнт», в 1930-м был сформирован генплан и началось строительство. Гигантское предприятие должно было выпускать до 40 тысяч единиц гусеничной
Отметим, что изначально по проекту ЧТЗ в нем была заложена возможность выпуска не только гражданской, но и военной техники – танков и артиллерийских тягачей. Первые тяжелые танки «КВ» («Клим Ворошилов») в Челябинске начали производить в 1940 году. С началом Великой Отечественной ЧТЗ превратился в уникальный комбинат, куда были эвакуированы Ленинградский Кировский завод, Харьковский моторный завод № 75, станкостроительный завод «Красный пролетарий», завод шлифовальных станков № 7, часть производства электромашиностроительного завода «Динамо» имени Кирова, Воронежский завод резиново-паронитовых изделий, лаборатория электротермии, специализированный проектно-технологический институт, а также конструкторское бюро Военной академии моторизации и механизации. Для их размещения были оперативно построены 17 новых цехов общей площадью в 100 тысяч кв. м. Так появился настоящий индустриальный город, получивший название Танкоград.
С началом активных боевых действий 22 июня 1941 года на ЧТЗ поступил заказ освоить массовое производство среднего танка Т-34. Всего через месяц после получения проектной документации легендарный танк вышел из цеха ЧТЗ. Также 31 октября 1943 года в серию пошли тяжелые танки ИС-2 («Иосиф Сталин»). В 1944 году в Танкограде был разработан еще более совершенный ИС-3, который принял участие в военном параде в 1945 году в Берлине. После окончания Великой Отечественной завод постепенно начал переходить на гражданские рельсы, однако производство танков и комплектующих к ним на нем сохранялось.
В 1991 году в Россию пришел «Атлант», и уже в 1992-м легендарный завод был приватизирован. Производственное объединение «Челябинский тракторный завод им. В. И. Ленина» было преобразовано в акционерное общество «УРАЛТРАК» (ОАО «УРАЛТРАК»). Естественно, в 1998 году предприятие было доведено до состояния банкротства, после чего реорганизовано в ООО «ЧТЗ-Уралтрак». В 2011 году владельцем 80% акций стал «Уралвагонзавод». Сегодня на его мощностях производят различную колесную и гусеничную технику гражданского назначения типа тракторов и бульдозеров, а также дизельные двигатели и комплектующие к ним, которые ставятся на российские танки и САУ. То есть предприятие скорее живо, чем мертво, однако в реалиях СВО есть вопросы по использованию его потенциала.
Для раскрытия потенциала его гигантских производственных площадей эффективным собственником было создано ООО «Технопарк Тракторозаводский», которому передали все основные фонды ЧТЗ. Все иные структурные подразделения ООО «ЧТЗ-Уралтрак» стали арендаторами площадей и прочего имущества у ООО «Технопарк «Тракторозаводский», что, как утверждалось, «позволит повысить эффективность использования имущества и снизить себестоимость конечной продукции». А потом начались какие-то странные истории с незаконным использованием электроэнергии кем-то из арендаторов, из-за чего компания – оператор «технопарка» стала копить многомиллионные долги. Потом начались претензии челябинского КУИЗО и встал вопрос о банкротстве. Любопытные подробности того, что происходило и происходит сейчас на ЧТЗ, можно почитать в южноуральской прессе.
Но вернемся к медведевским планам на 1,5 тысячи новых танков в год. Объективно производственных мощностей для их реализации в стране нет. Но есть гигантское челябинское предприятие с огромным опытом в разработке и производстве тяжелой бронетехники, которое не используется и на сотую долю от своего оборонного потенциала. Не пора ли государству навести порядок на ЧТЗ и перевести его на военные рельсы, разместив там сперва ремонтные цеха для модернизации и восстановления бронетехники, а потом и запустив конвейер под Т-90М?
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: