Расщепленный Дуб с медалью на груди. Кадр из кинофильма «Чингачгук, Большой Змей» (1967)
Он был в богатой, но не яркой и не пестрой одежде.
Рубашка, схваченная у талии разноцветным поясом вампум,
ниспадала красивыми складками,
а стройные ноги были обтянуты гетрами из красного сукна.
Он был прекрасно сложен,
его фигура казалась удивительно пропорциональной.
На голове у него была пестрая повязка
с тремя черными страусовыми перьями,
спускавшимися почти до плеч.
На шее висели различные украшения.
Одно из них привлекало особое внимание:
круглая золотая пластинка, висевшая у него на груди.
На пластинке были выгравированы лучи,
радиусами идущие из одного центра.
Это было изображение восходящего солнца.
Майн Рид «Оцеола, вождь семинолов»
Рубашка, схваченная у талии разноцветным поясом вампум,
ниспадала красивыми складками,
а стройные ноги были обтянуты гетрами из красного сукна.
Он был прекрасно сложен,
его фигура казалась удивительно пропорциональной.
На голове у него была пестрая повязка
с тремя черными страусовыми перьями,
спускавшимися почти до плеч.
На шее висели различные украшения.
Одно из них привлекало особое внимание:
круглая золотая пластинка, висевшая у него на груди.
На пластинке были выгравированы лучи,
радиусами идущие из одного центра.
Это было изображение восходящего солнца.
Майн Рид «Оцеола, вождь семинолов»
Индейцы с томагавками и без них. Предыдущий материал про головные уборы индейцев начался с детских воспоминаний автора, однако и сегодняшний материал без них тоже не обойдется. А было так, что в 1960 году моя мама купила книгу «Оцеола, вождь семинолов» из детгизовской серии «Золотая рамка» с прекрасными иллюстрациями И. С. Кускова.
Мне эту книгу тут же прочитали, и я буквально ею заболел, настолько сильное впечатление она на меня произвела. Каждый рисунок и каждая деталь оформления этой книги, начиная с ярко-желтой обложки и рисунка на ней, вызывали мое восхищение, и в частности, украшение из трех медалей под её названием. Из книги я узнал, что это было такое у Оцеолы украшение, которое он передал своему белому другу Джорджу Рэндольфу, чтобы его не убили семинолы.
Прежде всего, я решил сделать себе такой же головной убор из трех страусовых перьев, что был у Оцеолы и негодяя Желтого Джека. И тут мне очень повезло: у бабашки в сундуке нашлось страусовое боа из черно-белых перьев, причем в отличном состоянии. Поскольку в 1960 году это украшение из моды уже вышло, убор бабушка помогла мне сделать, и был он так красив, что… я так и не решился выйти в нем на улицу к своим товарищам.
Индейцев, как и японцев, отличала страсть к всевозможным чехлам, которые они старались надеть на все, что можно. Естественно, что Священная трубка не могла обойтись без богато украшенного чехла. На фото чехол для трубки Арапахо, 1885 г. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Просто постеснялся, тогда мы, дети, все были очень стеснительными и старались друг перед другом особенно ничем не выделяться. Но уж перед старинным трюмо во весь простенок между окнами я в нем попрыгал от души.
Сделал я и украшение из трех медалей из… расплющенных крышечек от кефира. Правда, тогда мне оно показалось нелепым, не вполне индейским. То ли дело ожерелье из медвежьих когтей, описанное в повести В. Шульца «Сын племени навахов». И них многие-многие годы спустя я узнал, что индейцы очень любили медали и часто использовали в качестве украшений!
Итак, сегодня мы продолжаем рассказ об индейской экзотике аборигенных обитателей далекой Северной Америки.
Иллюстрация из книги «Оцеола, вождь семинолов» 1959 года издания. На груди у Оцеолы украшение из медалей…
Ну а начнем мы, пожалуй, с очень редкого и более нигде не встречающегося украшения, которое одновременно могло служить и панцирем, называемым «хеапайп» или «волосяными трубочками». Называли их так, поскольку сначала «трубочки» вставляли в прическу.
Украшение это изготовляли опять-таки белые и продавали индейцам. Материалом служили раковины «конча». Делали их также из меди, даже серебра, но металлические хеапайпы популярностью не пользовались. Появились такие украшения у индейцев в начале 1800-х, а с середины XIX века их стали делать из просверленных костей, и с этого-то момента они и достигли максимальной популярности.
Хеапайп индейцев племени Кайова. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Хеапайп индейцев племени Васко, штат Орегон. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Устройство этого своеобразного украшения было очень простым: трубочки из просверленной насквозь кости соединялись в несколько рядов одна к другой. Надевалось это украшение на шею и висело спереди, закрывая грудь и живот индейца. Причем совсем необязательно им было располагаться вдоль тела, они могли идти и поперек, а размер мог быть самый разный, так что у некоторых оно свисало до самых колен. Впрочем, хеапайп был не только украшением, но и служил индейцу хорошей защитой, выступая в качестве своеобразной кирасы! Иногда к нему прикрепляли ещё и металлические пекторали из мельхиора и серебра, а также… большие кресты!
Хеапайп Оседжей с подвешенным к нему крестом. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Самой большой популярностью «волосяные трубочки» пользовались у индейцев южных и центральных равнин, таких как Кайова, Комаичи, Кайова-Апачи, Арапахо, Чейенны и Оглала-Сиу.
На фотографии индейцы племени Сиу. Хорошо видны различные виды хеапайпов, которые они носят…
А это хеапайп команчей. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Кстати, без этого украшения не обходился практически ни один ритуальный танцевальный костюм. Обычно они отличались особой пышностью и богатством украшений.
Хункпапа Лакота в танцевальном костюме с хеапайпом. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
В Вашингтонском национальном музее индейцев есть несколько образцов таких мужских танцевальных костюмов, и это один из них!
Среди этих же племен существовала мода и на ношение массивных нагрудных украшений из мельхиора – больших крестов или пекторалей с подвесками. Как правило, они украшались гравировкой и, опять же, обладали определенной «магией», то есть могли защитить их обладателя от стрелы и даже… от пули. Так что размер в данном случае имел важное значение!
Абсолютно все индейцы очень любили медали, которые они носили на груди на шелковых лентах, причем иногда сразу по нескольку штук. Возникает вопрос, а откуда они их брали? Зная любовь индейцев к блестящим побрякушкам, ими снабжали их белые торговцы. С востока к ним попадали медали американские, с северо-востока – английские, с юго-запада – испанские, с северо-запада – русские. Возник интересный обычай: при заключении договоров белые стали вручать индейцам медали «в знак мира и дружбы».
«Медаль мира» с портретом президента Эдварда Джексона, племя Пикуни. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
«Медаль мира» президента Томаса Джефферсона (датируемая 1801). Племя Арапахо. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Любой вождь или воин, имеющий такую медаль, очень ею гордился и при каждом удобном случае старался её надеть, чтобы все видели этот знак признания его заслуг со стороны «Великого Белого Отца», да и просто как украшение.
Среди индейцев прерий большим спросом пользовались и экзотические раковины, прежде всего каури, которые шли на расшивку одежды и на изготовление бус и серег. Правда, для расшивки одежды использовались и такие необычные для нас материалы, как молочные зубы лося, передние зубы бобра и когти медведя.
Мокасины племени Сиу, расшитые раскрашенными иглами дикобраза. Этнографический музей замка Ховбург, Вена. Фото автора
Перья – вот материал, который на протяжении многих столетий служил индейцам Америки для изготовления чрезвычайно нарядных изделий. Например, таких, как этот перьевой щит ацтеков, подарок императору Карлу V. Этнографический музей замка Ховбург, Вена. Фото автора
Одежда индейских женщин была традиционной – длинное платье из кожи или ткани, мокасины и леггины, которые, однако, были всегда короче, чем мужские, и подвязывались выше колена. Нередко женские мокасины и леггины составляли одно целое и походили на высокие сапоги.
Платье обязательно украшалось вышивкой из игл дикобраза или бисера. Причем для вышивки использовалось все, что под руками или что попадалось у белых торговцев: медные монетки, наперстки, бубенцы, очень часто раковины каури. Дочь богатого индейца могла носить платье целиком расшитое бисером.
Женское платье, которое носят родственницы воинов Тон-Кон-Га (Общество черных леггинов Кайова). Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
А вот это набор элементов женской одежды для священного танца. Очень красиво, не правда ли? Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Женщины-воины, а такие в племенах индейцев тоже были, носили обычную женскую одежду, но могли надеть к ней мужской головной убор из перьев или медаль. Нередко в походы брали молодую девушку. Одетая в ярко красное платье, она скакала перед отрядом, возбуждая воинов на битву. «Самый смелый возьмет меня в мужья!» – кричала она и, если девушка была действительно смелой, умелой и красивой, то… у воинов отряда был смысл побороться за её руку и добыть побольше лошадей, скальпов или сделать много ку!
Женские леггины племени Шошонов. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Индейцы украшали практически все предметы, которыми они пользовались. Вот, например, чехол для ружья. Вещь совершенно утилитарная, необходимая, чтобы защитить металл ружья от непогоды. Но во что их превращали индейцы? На это стоит посмотреть!
Чехол для ружья Сик-Сиков («Черноногих»). Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
А это кобура револьвера индейцев племени Сиу. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Ещё одна кобура – индейцев племени Баннок. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Кобура револьвера индейцев Чиппева. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Богато расшивались бисером любые сумки или сумочки, мешки для провизии, повязки, ремни, ножны для сабель – «длинных ножей», которыми индейцы тоже не пренебрегали, и даже самым утилитарным предметам придавалась форма, радующая глаз своей изысканностью.
Сумка для патронов индейцев Наскапи. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Курительная трубка Сиу, изготовленная из катлинита и инкрустированная свинцом. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Ещё одна курительная трубка племени Васко, штат Орегон. Инкрустирована свинцом. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Удивительно красивая трубка Пикуни из катлинита с украшениями из бисера. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Украшенный обойными гвоздями с медными шляпками винчестер 1866 года, калибра .44. Принадлежал индейцам племени Не-Персе. Национальный музей американских индейцев, Вашингтон
Как и в европейских армиях, у индейцев были приняты свои знаки отличия. Но при этом существовало одно довольно странное различие: великий воин и выдающийся вождь вполне мог и не иметь головного убора из орлиных перьев и массы всевозможных украшений, что, однако, совсем не умаляло его славы. То есть великий воин, по-настоящему великий, ни в каких знаках и украшениях просто не нуждался, он и так был всем известен, и почитаем.
К тому же в бою далеко не все вожди надевали пышные головные уборы, потому что понимали, что именно они-то и привлекут в первую очередь вражеских стрелков. Так что тот же Оцеола вполне мог и не носить в бою убор из страусовых перьев, хотя кто знает…
Вячеслав Шпаковский
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: