Одно из самых резонансных событий последних дней – это избрание лицом Шотландской национальной партии (SNP) этнического пакистанца Хамзы Юсуфа, который пообещал привести горцев к долгожданной независимости от англосаксов. Абсурдность происходящего стала поводом для многочисленных острот по всему миру. Однако необходимо задаться вопросом, почему выбор был сделан именно такой, и какими могут быть его долгосрочные последствия.
Рассоединенное Королевство?
Шотландия стал частью Королевства Великобритания, объединившись с Англией в 1707 году, когда обоими парламентами был подписан Акт об унии, или Акт о союзе, действующий по сей день. Уже тогда это решение подвергалось критике в среде шотландских элит, однако на серьезном уровне этот вопрос начал обсуждаться с 30-х годов прошлого века, когда была образована Шотландская национальная партия (ШНП), официально выступающая за независимость.
Очень много изменилось после того, как в 70-х годах возле побережья Шотландии в Северном море было обнаружено крупное месторождение нефти. Лидеры ШНП провозгласили лозунг «это шотландская нефть» и начали рассказывать электорату, как они все запануют в случае отделения, поскольку все нефтедоллары пойдут исключительно на нужды Незалежной Шотландии. В 1979 году был проведен референдум о создании собственного шотландского парламента, который бы имел часть прав по распоряжению экспортными нефтяными доходами. Большинство избирателей проголосовали за, однако в Лондоне оперативно поменяли правила игры, и Эдинбургу тогда не удалось добиться распределения властных полномочий с метрополией. Повторная попытка была осуществлена в 1997 году, более успешная, и в 1999-м шотландцы все-таки получили собственный парламент, наделённый ограниченными полномочиями в сфере налогообложения.
Вопрос о независимости всей Шотландии от Великобритании был поставлен Эдинбургом в 2007 году, но тогда ШНП не получила достаточного количества мандатов. Вновь к этому вопросу шотландские элиты вернулись в 2011 году, когда была достигнута предварительная договоренность о времени проведения референдума – 2014 год. В 2012 году Лондон был вынужден подписать Эдинбургское соглашение, определяющее порядок проведения ожидаемого плебисцита. Тогда же британцы усилили контрпропаганду, создав агитационное движение «Лучше вместе».
ШНП, в свою очередь, опубликовала программный документ под названием «Белая книга», описывающий контуры независимой Шотландии. Предполагалось, что валютой так и останется британский фунт, но сбором налогов будет заниматься сам Эдинбург, британский монарх будет формально считаться главой государства, Шотландия создаст собственные Вооруженные силы, с ее территории будет выведено ядерное оружие. В общем, могла получиться этакая карманная автономия с максимумом прав и минимумом обязательств, максимально выгодная местным элитам. Но даже такого весьма ограниченного суверенитета Лондону показалось слишком много.
В 2014 году прошел, как и было обещано, референдум о независимости Шотландии. Этому событию предшествовало заявление Великобритании, что Эдинбург в случае обретения независимости не сможет пользоваться ее национальной валютой. Также Шотландии по поводу ее вступления в состав ЕС было от лица председателя Еврокомиссии Жозе Мануэла Баррозу сказано следующее:
В случае если появится новая страна, новое государство, вышедшее из состава одного из нынешних государств-членов ЕС, этой стране придется подавать новую заявку на членство. И конечно, будет крайне сложно, если не невозможно получить одобрение всех членов ЕС на вступление страны, отделившейся от другой страны-члена ЕС. Мы видели, что Испания противится даже, к примеру, признанию Косово. В некотором роде это похожий случай, поскольку речь идет о новом государстве, и я думаю, что будет крайне трудно, если не невозможно, новой стране, выделившейся из одной из наших стран, добиться признания от всех остальных.
При явке в 84,5% за независимость Шотландии высказались 44,7 % избирателей (1,617,989 человек), против — 55,3 % (2,001,926). Распад Соединенного Королевства не состоялся. Однако в самой Шотландии почему-то не успокоились. Напротив, там есть немало сторонников идеи о том, что результаты плебисцита были сфальсифицированы. Как бы то ни было, ШНП вновь готова вернуться к вопросу о проведении референдума, что само по себе говорит о многом.
Очень многое изменилось в 2016 году, когда сам Лондон решил выйти из состава Европейского союза. По результатам референдума 51,89 % граждан Великобритании проголосовали за выход из ЕС, 48,11 % — высказались против. Однако в Шотландии расклад получился иной: за Брекзит проголосовали всего 38%, а против – 62%. Как видно, большинство шотландцев не поддержали идею Лондона о свободном плавании. 1 января 2021 года Великобритания окончательно вышла из состава Евросоюза, а ровно в 00.01 шотландский первый министр Никола Стерджен опубликовала твит:
Шотландия скоро вернется, Европа. Не гаси свет.
Сегодня ШНП готова вновь вернуться к вопросу о проведении повторного референдума, но теперь Эдинбург может получить от Евросоюза поддержку, в которой ему было отказано в 2014-м. Содействие обретению Шотландией независимости может быть утонченной местью Лондону со стороны Брюсселя, Берлина и Парижа за Брекзит.
Горец
Таков
Хамза Харун Юсуф является этническим пакистанцем, родившимся в Великобритании. Изучал политологию в Университете Глазго, где вступил в Шотландскую национальную партию, работал пресс-секретарём организации Islamic Relief, затем был назначен парламентским помощником ныне покойного шотландского политика и бизнесмена пакистанского происхождения Башира Ахмада. Являлся стипендиатом международной программы по лидерству Государственного департамента США, удостоен премии Future Force of Politics, после чего избран в шотландский парламент и вошёл в правительство Шотландии. Присягу Юсуф принёс на английском и на языке урду. С 2014 года он был последовательно министром иностранных дел и международного развития, министром транспорта и островов, министром юстиции и министром здравоохранения. Мистер Юсуф активно педалировал тему национальных и сексуальных меньшинств:
На 99% собраний, на которые я хожу, я единственный небелый человек в комнате. Каждый председатель каждого государственного органа — белый. Этого недостаточно.
И вот этот человек 27 марта 2023 года стал лидером Шотландской национальной партии, пообещав привести страну к независимости:
Я не только польщён — это безусловно, — но и чувствую себя самым счастливым человеком в мире, стоя здесь в качестве лидера ШНП. И точно так же, как я буду руководить ШНП в интересах всех членов партии, а не только тех, кто голосовал за меня, я буду руководить Шотландией в интересах всех наших граждан, независимо от вашей политической принадлежности. Если я буду избран первым министром после завтрашнего голосования в парламенте, знайте, что я буду первым министром для всей Шотландии.
По поводу столь неоднозначной кандидатуры на место главного борца за независимость шотландского народа есть разные мнения. Кто-то считает, что мистер Юсуф будет полностью органичен в глобалистском тренде с его «зеленой», мультикультурной и ЛГБТ-повесточкой, и это такой ответ прогрессивного Эдинбурга Лондону с премьер-министром индийского происхождения Риши Сунаком. Другие же допускают, что назначение на пост главы ШНП мистера Юсуфа пролоббировано самими британскими элитами с целью дискредитации этого движения на самоопределение.
Однако, объективная реальность такова, что не все ладно в Королевстве Великобритания. Этнический пакистанец и этнический индус во главе Шотландии и Великобритании, соответственно, могут только усугубить многочисленные внутренние проблемы англосаксов. Умный геополитический противник считал бы за счастье столь уникальную возможность раскачать «британский дредноут».
Сергей Маржецкий
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: