За почти 30 лет трансграничного сотрудничества Россия и Финляндия потратили около миллиарда евро на совместные проекты, сообщает MTV. В этой работе были достигнуты значительные результаты, но сейчас сотрудничество остановлено, а все официальные контакты разорваны.
Связи оборвались в одночасье. "Все это было не напрасно"
Начало спецоперации России на Украине в одночасье изменило ход сотрудничества в приграничных муниципалитетах Финляндии, которое развивалось десятилетиями. В трансграничном сотрудничестве было задействовано большое количество должностных лиц во всех приграничных муниципалитетах и министерствах. Недавно все официальные контакты были разорваны.
"С некоторыми россиянами я изредка поддерживаю контакт, но да, эти отношения уже ушли в историю", — признает Тимо Лейнонен (Timo Leinonen), менеджер по связям с общественностью Союза муниципалитетов Северной Карелии (Pohjois-Karjalan maakuntaliitto), который занимается трансграничным сотрудничеством уже 30 лет.
Рабочие места в администрации пытались сохранить при помощи организации деятельности в пределах границ Финляндии и вместе со странами Северной Европы.
Йони Вирккунен (Joni Virkkunen), руководитель исследований в Центре изучения России и приграничных регионов при Университете Восточной Финляндии, напоминает нам, что на пути сотрудничества возникли совершенно новые препятствия.
"Мы должны принимать во внимание безопасность наших российских партнеров. Важно оценить, осмелятся ли они говорить или сотрудничать с нами. Ситуация в России стала действительно сложной", — вздыхает Вирккунен.
Некоторые партнеры финнов бежали из России. "Полевые работы" финских исследователей в России приостановлены, и в настоящее время ведутся поиски новых объектов для исследований.
"Конечно, печально, но все это было не напрасно. Исследования, связанные с Россией, стали важнее, чем когда-либо прежде, и в этом смысле очень вдохновляют", — с энтузиазмом говорит Вирккунен.
MTV Uutiset проанализировали объем государственного финансирования, выделенного для сотрудничества на восточной границе с 1992 года. Оживленное сотрудничество на границе началось вскоре после распада Советского Союза. Информация была получена от муниципальных объединений и Министерства труда и экономики.
К 2020 году на различные проекты и программы развития было использовано более 900 миллионов евро из государственного сектора. Финансирование осуществлялось тремя сторонами: ЕС, Финляндией и Россией.
В последние годы в программах, касающихся Баренцева региона, также принимали участие Швеция и Норвегия.
"Помимо государственных средств, отдельные проекты развития также требовали финансирования со стороны компаний", — отмечает Лейнонен.
С учетом частного финансирования общая сумма явно превысила один миллиард евро.
"По оценкам руководителей программ, к моменту начала военных действий было использовано около 80% средств, выделенных в текущих программах финансирования. 20% использовано не было", — подсчитывает Лейнонен.
Трансграничное сотрудничество началось как сотрудничество соседних регионов. В 1992 году Финляндия и Россия подписали соглашение о сотрудничестве в Республике Карелия, Санкт-Петербурге, Мурманской и Ленинградской областях. В то же время была создана модель сотрудничества России с регионами у внешних границ ЕС.
По мнению Лейнонена, менеджера по связям с общественностью Союза муниципалитетов Северной Карелии, 20 лет сотрудничества прошли довольно успешно.
"В 1992-2012 годы на это было потрачено в общей сложности 330 миллионов евро. Ежегодно финансировалось около 200 проектов. Средства также использовались для поддержки проектов неправительственных организаций на Северо-Западе России".
Сотрудничество было направлено, например, на содействие региональной стабильности, развитие верховенства права и изменения в структуре администрации и законодательства.
В 1995 году начались программы трансграничного сотрудничества. Европейские программы регионального сотрудничества действовали под названием Interreg до 2006 года, а затем под названием CBC — cross border cooperation (трансграничное сотрудничество) — до 2020 года.
С 1992 по 2020 год Финляндия в общей сложности выделила около 500 миллионов евро. Лейнонен не считает, что деньги были потрачены впустую.
Новая программа до 2027 года должна была быть представлена Комиссии ЕС летом 2022 года.
Тимо Лейнонен подчеркивает, что сотрудничество позволило поддержать мирное развитие соседних с Финляндией регионов и научиться работать в России. Важное значение имело также создание прямых контактов между компаниями, регионами, муниципалитетами и студентами.
"Торговля оживилась, сырье завозили в Финляндию, оборудование вывозили в Россию. Туризм стал более оживленным, особенно шопинг-туризм", — перечисляет Лейнонен преимущества.
Многие незавершенные проекты тоже встали из-за военных действий, некоторые — на последних этапах. Одним из них был план запустить регулярное движение паровозов по маршруту Сортавала-Рускеала-Ниирала-Йоэнсуу в конце 2022 года. Электронная виза, связанная с этой идеей, способствовала бы развитию туризма.
В независимой оценке 2011 года сообщалось, что региональное сотрудничество было исключительно эффективным, в том числе и на международном уровне.
"Три десятилетия сотрудничества с Россией были очень продуктивными, но теперь мы надеемся на сотрудничество с другими странами".
В настоящее время внимание сосредоточено на Баренцевом регионе, особенно на северных областях Швеции и Норвегии — без России. На данном этапе участвуют восемь регионов из разных стран. Программа финансирования называется Interreg Aurora.
ЕС также начинает осознавать, что военные действия на Украине сильно сказываются на регионах, граничащих с Россией. В парламенте возникла идея создать отдельную программу для поддержки приграничных регионов. Такая программа принесла бы Финляндии много пользы.
Многие финские университеты и научно-исследовательские институты активно сотрудничали с Россией — однако это сотрудничество прекратилось с началом военных действий. Йони Вирккунен (Joni Virkkunen), директор Центра изучения России и приграничных регионов при Университете Восточной Финляндии, признает, что последствия военных действий на Украине велики.
"Все исследователи думают о том, как лучше изменить организацию своей деятельности и что изучать в дальнейшем. Сейчас мир изменился, появились новые темы для изучения. Россия — это гораздо больше, чем Путин", — напоминает Вирккунен.
Полученные ранее результаты исследований нужно поместить в новый контекст, и, по словам Вирккунена, это сложнее, чем казалось раньше. Исследователей сейчас особенно интересует внутреннее развитие российского гражданского общества.
В Университете Восточной Финляндии по-прежнему есть курсы по российской тематике: Центр изучения России и приграничных регионов при Университете Восточной Финляндии организовал их в военный период. На курсы, посвященные русскому обществу, был полный набор. Помимо финнов на них записались и иностранные студенты.
"У нас были вопросы касательно организации курсов, но нам помогли коллеги, уехавшие за границу. В России, например, ведется активная антивоенная деятельность, которую надо изучить".
Вирккунен говорит, что Академия Финляндии продолжит финансирование исследований — с условием, что в рамках таких исследований не будет проводиться официальное сотрудничество с российскими партнерами.
Год назад, за неделю до начала военной операции на Украине, исследователи Центра изучения России и приграничных регионов получили финансирование от Фонда содействия развитию карельской культуры для написания подробной работы о том, как трансграничное сотрудничество развивалось в течение 30 лет — с тех пор, как граница открылась после распада Советского Союза.
Автор: Кеймо Лехтиниеми (Keimo Lehtiniemi)
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: