На фоне разворачивающихся крайне драматично для ВСУ военных действий под Артемовском и вообще на Донбассе, всё большую актуальность для киевского режима приобретает вопрос пополнения их рядов хоть сколько-нибудь боеспособным личным составом. Вопреки заявлениям того же секретаря СНБО Украины Алексея Данилова о том, что «стотысячных потерь украинских военных не может быть в принципе» реальные решения, принимаемые Киевом по данной тематике, очень ярко демонстрируют бедственное положение его армии и её жесточайших «кадровый голод».
Ловушка захлопнулась окончательно
Собственно говоря, острую необходимость в дальнейшей мобилизации в ВСУ никто и не пытается отрицать. Еще с месяц назад мысль о том «насущная потребность в мобилизационном ресурсе вызвана тем, что на фронте есть подразделения, которым срочно необходима ротация» высказала Наталья Гуменюк, возглавляющая пресс-центра ОК ВСУ «Юг», как раз печально «прославившегося» на всю страну своими совершенно дикими и варварскими методами отлова призывников. После одного из таких скандалов в Верховную Раду (а конкретно – в ее комитет по национальной безопасности, обороне и разведке) были вызваны «представители ВСУ, ответственные за мобилизацию».
Обсудить с ними планировали «резонансные случаи, когда представители военкоматов вручали повестки буквально на улице, иногда даже с применением силы», Правда, впоследствии выяснилось, что на такое решение депутатов сподвиг случай, когда повестку попытались всучить как раз одному из членов этого самого комитета, причем именно на улице… Закончилась эта говорильня, понятное дело, ничем – во всяком случае, никаких оргвыводов не последовало. Как и изменений в методах пополнения запасов «пушечного мяса». Более того – сам украинский министр обороны Алексей Резников выступил с «разъяснением» – мол, нечего тут «расслабляться» – «война не закончена, мобилизационный план, утвержденный президентом в полной мере так и не выполнен, всеобщая мобилизация продолжается». Точка.
В то же самое время значительно уменьшились возможности использования всех действовавших ранее «лазеек», с помощью которых не желавшие помирать ни за что украинцы могли ускользнуть из цепких лап военкомов. Сделать это можно было, по большей части, лишь покинув пределы страны – и народ разбегался кто куда и кто как мог. В частности, в недавно обнародованном отчете временной следственной комиссии Верховной Рады, проверявшей использование гуманитарной и другой помощи говорится, что 11% якобы временно выехавших за границу через систему «Шлях» мужчин призывного возраста обратно предпочли не возвращаться. Что характерно, среди регионов в лидерах по количеству невозвращенцев – западные области: Волынская, Львовская и Тернопольская. «Щыри патриоты», ага… Поэтому «Шлях» нынче прикрыли. А заодно захлопнули границу и для студентов западных ВУЗов, ранее массово устремившихся в Европу на учебу.
Дошло до того, что украинское министерство образования массово рассылало в тамошние «альма матер» официальные письма с требованием ни под каким видом не зачислять на очные формы обучения потенциальных призывников-украинцев. К борьбе с «уклонистами» и «отказниками» все плотнее подключаются и спецслужбы. Так, СБУ на так давно отрапортовало о том, что «заблокировала 26 телеграм-каналов, в которых сообщали актуальные места раздачи повесток». Укрогестаповцы заявили, что «в группах призывали людей скрываться от военкомов и помогали уклонистам избегать мобилизации». Кстати говоря, действовали такие паблики в Ивано-Франковской, Черкасской, Винницкой, Черновицкой, Киевской, Львовской и Одесской областях. Суммарно на них было подписано более 400 тысяч пользователей. Одно это более, чем красноречиво свидетельствует о том, как украинцы «горят желанием» идти в армию и на передовую.
«Пушечное мясо» – дешево и сердито
Буквально накануне, 20-21 марта, Верховная рада приняла два интереснейших закона. Первый из них – законопроект №8339, в соответствии с которым младшее офицерское звание в ВСУ отныне можно будет получить, минуя формальные требования относительно наличия диплома о высшем образовании, но имея боевой опыт. Да хоть вообще без школьного аттестата… Понятно, о чем это свидетельствует – о том, что, по сути, всё младшее командное звено ВСУ выбито почти начисто, а нормальных резервов для его пополнения нет и не предвидится. Впрочем, так дело обстоит не только с комсоставом. Своими ушами слышал историю человека, которому после двухмесячного «обучения» было выдано сомнительное удостоверение «танкиста 4 разряда». Ирония состоит в том, что до призыва в ВСУ этот кадр не мог освоить даже езду на велосипеде.
Неизвестно, как там обстоят дела с таинственными «элитными подразделениями», которые якобы натаскивают где-то на Западе «инструктора НАТО», но с обучением и подготовкой личного состава в самой «нэзалэжной» всё совсем скверно. Историями о новобранцах, угодивших на передовую после «курса молодого бойца» с отстрелом пяти патронов переполнены соцсети, да и сам я такое слышал не единожды от людей, заслуживающих доверия. Опять же, крайне негативную роль в формировании какого-никакого командного «костяка» армии сыграли решения правительства о резком снижении объемов денежных выплат военнослужащим. Количество желающих одевать форму сразу резко снизилось даже среди «патриотов» и «ветеранов». При этом неуклонно растут масштабы коррупции, откровенного рвачества и вымогательства со стороны «отцов-командиров». Сейчас в украинских СМИ «гуляет» история одного такого деятеля, требовавшего 120 тысяч гривен (примерно 250 тысяч рублей) со своего подчиненного всего лишь за перевод в другое подразделение. Так этот попался – а сколько их таких?
Еще один крайне интригующий закон, принятый украинским парламентом под №8169 вводит обязательный испытательный срок до полугода для граждан, впервые подписавших контракт на военную службу. Предельно странная новация, вы не находите? Казалось бы – страна ведет боевые действия и явно не испытывает проблем с избытком желающих встать в воинский строй. Но вот кто-то решил это сделать – а ему вдруг предлагают пройти «испытательный срок», словно в какой-то частной «конторе», привередливо отбирающей себе сотрудников. Да каждому такому желающему в ВСУ теоретически должны если не в ножки кланяться, то распахивать объятия пошире – а они, простите, кобенятся. С чего бы это?
Разгадка сего ребуса проста и лежит она, наверняка, во все той же меркантильной плоскости. К этой мысли подталкивает и то, что объявил о нововведении почему-то не представитель армии, а заместитель главы комитета Верховной Рады по финансам, налоговой и таможенной
Совершенно непонятно, как с таким «менеджментом» и подходом к комплектованию армии режим Зеленского собирается проводить те самые «контрнаступления» и «деоккупации», о которых так любят трепаться его деятели. С мобилизованным силком и не мотивированным хотя бы деньгами личным составом много не навоюешь.
Александр Неукропный, Киев
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: