Россия сосредоточена не только на Донбассе, она "идет в наступление" на других фронтах, пишет автор статьи Le Monde. Журналистка обвиняет Москву во всех проблемах ЕС: нежелании Белграда применять санкции против нее, ситуации в Молдавии и Африке. Но никаких доказательств не приводит.
Было бы неправильно полагать, что вся энергия Кремля сосредоточена на полях сражений Донбасса. В Грузии, Молдавии, Сербии, Италии и Африке нарастает наступление другой интенсивности, отмечает в своей колонке известная французская публицистка Сильви Кауфман.
Недавнее увеличение числа дипломатов в посольстве России в Белграде с 54 до 62 человек менее чем за год привлекло внимание журналистов RFE, финансируемого Конгрессом США (радиостанция внесена Минюстом в список иностранных агентов – прим. ИноСМИ). Изучение послужного списка вновь прибывших выявило интересную картину: как минимум трое из них входят в число десятков российских дипломатов, высланных из разных стран Евросоюза за шпионаж в 2022 году, после начала спецоперации России на Украине.
Такое перемещение персонала свидетельствует о рациональном кадровом управлении в российском Министерстве иностранных дел. Прежде всего, это вписывается в более широкую схему, спланированную на более высоком уровне. Речь идет о российской активности на Западных Балканах и за их пределами, направленной на противодействие европейскому влиянию, и это не шпиономания.
Сербия является идеальной площадкой для такого противодействия. Будучи кандидатом в члены Европейского союза (ЕС), она не применяет санкции против России. Президент Сербии Александр Вучич занимает двойственную позицию в отношении Москвы и Брюсселя, а могущественная Сербская православная церковь служит региональным рупором для политизированного богословия патриарха Кирилла в Москве. Бывает даже, что кремлевские агенты заходят слишком далеко: в январе президенту Вучичу пришлось публично выступить против распространения видеороликов ЧВК "Вагнер", направленных на набор сербских добровольцев.
Пока европейцы наблюдают за гибелью украинцев и российских военных в результате спецоперации Путина, другая грозная битва набирает силу. Это второй фронт русских: гибридная война, оружием которой являются дестабилизация, дезинформация, манипулирование социальной напряженностью, газовый шантаж, мигранты и все, что можно использовать для ослабления Евросоюза и демократии. Эта борьба менее летальна, чем на линии фронта, но порой очень эффективна. Было бы неправильно полагать, что вся энергия Кремля сосредоточена на боевых действиях в Донбассе.
В первую очередь речь идет о наиболее уязвимых странах, тех, которые покинули советское пространство, но пока находятся в имперской орбите Москвы. Они еще не вступили ни в НАТО, ни в ЕС, хоть и стремятся к этому. Маленькая Молдавия расположена между Украиной и Румынией, а часть ее территории под названием Приднестровье имеет русскоязычное население, поддерживаемое 1500 российскими солдатами. Так вот, Молдавия очень часто является целью российских операций по дестабилизации. Помимо сокращения в два раза поставок газа и провокаций по нагнетанию напряженности, которые привели к инфляции в 30% за год, Кремль еще и помогает Приднестровью оружием.
Не говоря о непосредственной военной опасности, министр обороны Молдавии Анатолий Носатый пояснил AFP, что страна столкнулась с "гибридной войной", целью которой является свержение власти в Кишиневе. В феврале президент Молдавии Майя Санду заранее обвинила Россию в подготовке "госпереворота" при помощи диверсантов, захвата заложников и нападений на государственные учреждения. Опровержения Москвы не смогли успокоить госпожу Санду – закаленного в битвах за европейскую интеграцию политического бойца. Она сочла благоразумным усилить свое правительство, назначив премьер-министром силовика – бывшего министра внутренних дел.
Молдавия может рассчитывать на политическую и финансовую поддержку Брюсселя, который предоставил ей статус кандидата в члены ЕС одновременно с Украиной. Грузия находится в еще более щекотливой ситуации. Грузия пока не получила этот статус кандидата. Напряженность в отношениях между населением, три четверти которого выступает за членство в ЕС, и правительством, которое утверждает, что не против, но всячески тормозит процесс евроинтеграции, усилилась. Эта напряженность усилилась в начале марта из-за закона об "иностранных агентах". Говорят, этот закон составлен по образцу аналогичного закона в России, и его приятие привело бы к ущемлению гражданских свобод по получению иностранного финансирования для политической деятельности. За восемнадцать месяцев России удалось усилить влияние через правящую партию, контролируемую олигархом Бидзиной Иванишвили, сколотившим состояние в России в 1990-е годы. Судя по всему, олигарх хочет сбить Грузию с европейского курса и подорвать верховенство закона.
Бывший президент Михаил Саакашвили, обвиненный в злоупотреблении властью и являющийся заклятым врагом Москвы, находится в заключении и плохо себя чувствует. Нынешний президент Саломе Зурабишвили в конце концов дистанцировалась от правительства, осудив в феврале непонятную снисходительность кабинета министров в отношении России и инерцию работы по проведению реформ, требуемых ЕС. Грузинское правительство отвечает на критику, воспроизводя российский нарратив: Европа и США виноваты то в организации украинского государственного переворота, то в стремлении втянуть Грузию в войну против России на стороне Украины.
Находясь за линией фронта, Западная Европа тем не менее не в безопасности. Министр обороны Италии Гвидо Гросетто убежден, что резкое увеличение числа мигрантов, прибывающих по Средиземному морю из Ливии, тоже является частью гибридной войны. По его словам, здесь видно участие ЧВК "Вагнер", активно действующей в Африке. Африка, где Владимир Путин усиливает свою политику, тоже является ареной борьбы пропагандистских нарративов. <...>
Эта тема обсуждалась 8 марта в Стокгольме, куда съехались министры обороны и иностранных дел ЕС, а также генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. "Нам нужен конкретный нарратив, чтобы иметь возможность противостоять этому наступлению, — заключил господин Бретон. То есть в каком-то смысле идти в контрнаступление. Было бы неплохо.
Опубликовано: Мировое обозрение Источник
Читайте нас: