Министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу в конце прошлой недели совершил визит в Каир. Он стал историческим — это первая поездка главы МИД республики в Египет за последние 11 лет.
Она состоялась в рамках нормализации отношений между двумя мусульманскими странами, враждовавшими на фоне поддержки Анкарой организации «Братья-мусульмане»✱ (запрещена в РФ). Последние, в свою очередь, были свергнуты в Египте в результате военного переворота.
Как поссорились и помирились Турция и Египет, что означает сближение двух стран для региона, разбирался автор Telegram-канала «Мост через Босфор».
Путь к нормализации
После начала «арабской весны» из-за активной поддержки протестующих и желания распространить свое влияние Анкара подпортила связи с влиятельными странами арабского мира — такими как Египет, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Саудовская Аравия. После военного переворота в Египте в 2013 году, в результате которого был свергнут покойный президент Мухаммад Мурси, Реджеп Тайип Эрдоган резко выступил против действий местной армии и приютил в стране функционеров «Братьев-мусульман». Дипломатические отношения двух государств снизились до уровня поверенных в делах с обеих сторон. Однако если в случае с ОАЭ и Саудовской Аравией нормализовать отношения не составило особого труда, то с Египтом процесс затянулся.
Первые предпосылки к восстановлению контактов появились в марте 2021 года. Тогда стало известно о тайных переговорах представителей спецслужб, участники которых пытались прощупать настроения противоположной стороны. Положительный настрой дал результаты, и объем торговли между Турцией и Египтом, который на конец 1-го квартала 2021 года составлял 1,3 миллиарда долларов, уже через год увеличился на 85% и достиг отметки в 2,5 миллиарда долларов.
Первый серьезный шаг в сторону прямого диалога был сделан Турцией. Министр финансов и казначейства Нуреддин Небати принял участие в ежегодной встрече Исламского банка развития в Каире в июне 2022 года. Позже, в ноябре, на церемонии открытия Чемпионата мира по футболу в Дохе эмир Катара Тамим бин Хамад Аль Тани устроил встречу Эрдогана и главы Египта Абдель-Фаттаха ас-Сиси — первый диалог лидеров лицом к лицу за 10 лет. Оба политика положительно высказались о беседе и отметили позитивную динамику в процессе нормализации отношений двух стран.
Однако наиболее существенный вклад в процесс налаживания контактов, как ни странно, сыграло землетрясение 6 февраля 2023 года, произошедшее на юге Турции и унесшее жизни более 50 000 человек. После разрушительного катаклизма Каир, несмотря на напряженные отношения с Анкарой, протянул республике руку помощи.
Президент Ас-Сиси позвонил Эрдогану и выразил соболезнования и солидарность. Кроме этого, Египет отправил в пострадавший район спасателей и корабли с гуманитарной помощью, а министр иностранных дел Самех Шукри лично направился в Турцию, став первым главой египетского МИД, посетившим эту страну более чем за десятилетие. В ходе командировки Шукри вместе с турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу посетил провинцию Адана. Также дипломаты обсудили планы по укреплению двусторонних отношений.
Встреча в Египте
18 марта состоялся ответный визит Чавушоглу в Каир. В турецких СМИ его назвали историческим, так как он имел решающее значение для нормализации отношений между региональными державами.
На пресс-конференции после встречи с Шукри Чавушоглу заявил, что стороны должны как можно скорее поднять дипломатические контакты на самый высокий уровень, и добавил, что они намерены развивать сотрудничество и по региональным вопросам. Он также отметил, что министры иностранных дел ведут подготовку к встрече президентов.
«Президент Реджеп Тайип Эрдоган и президент Абдель Фаттах ас-Сиси могут встретиться после предстоящих выборов в Турции», — добавил он.
Шукри, в свою очередь, отметил, что развитие турецко-египетских связей отвечает интересам обоих народов.
«У нас есть твердая почва, и мы уверены, что восстановим прочные отношения с Анкарой. Египет разделяет с Турцией общее видение по многим региональным и международным вопросам», — заявил он.
Позже, комментируя итоги своего визита, глава МИД Турции сообщил, что Каир и Анкара достигли договоренностей об улучшении отношений.
«Мы договорились максимизировать наши дипломатические отношения. Мы оценили шаги, необходимые для следующего процесса. Я пригласил своего египетского коллегу в Анкару. Я сказал, что хочу принять его, особенно в месяц Рамадан (не позднее апреля — Прим. ред.)», — сказал он.
Что это значит
Египет и Турция являются двумя крупнейшими странами в Восточном Средиземноморье. Они имеют большое население и доминируют в регионе в военном смысле, а их решения существенно влияют на весь исламский мир.
По мнению профессора Мухиттина Атамана, директора отдела внешнеполитических исследований правительственного фонда SETA, результатом встречи станет то, что две страны будут стараться проводить взаимовыгодную политику в регионе.
«Во-первых, они будут гораздо более чуткими к интересам друг друга. Во-вторых, они откажутся от разногласий и взглядов, которые вредят отношениям. Другими словами, они перезагрузят свои двусторонние отношения. Между Турцией и Египтом будет открыта новая страница, и в первую очередь будут максимально расширены дипломатические отношения. Затем будут изучены возможности сотрудничества в таких областях, как экономика, торговля, энергетика и туризм. В этом контексте Чавушоглу подчеркнул, что турецкие компании будут поощряться к инвестированию в Египет в различных сферах экономики, особенно в сфере торговли, энергетики и транспорта, что является выражением быстрого развития экономических отношений», — считает политолог.
Ливийский вопрос и Восточное Средиземноморье
Еще одним важным аспектом отношений между Каиром и Анкарой является ливийский кризис. Поддержка Турцией правительства в Триполи и Египтом ливийских политических и военных сил в Бенгази создавала почву для разногласий между государствами. В то время как египетская сторона будет ожидать пересмотра политики Анкары в этом вопросе, турецкая сторона надеется, что Каир изменит свой взгляд на вопрос Восточного Средиземноморья.
В первом случае ожидается, что Турция будет чувствительнее к интересам и красным линиям Египта в Ливии. В свою очередь, Анкара ждет, что Каир не будет участвовать в проектах, которые нанесли бы ущерб ее интересам в регионе. Здесь имеется в виду поддержка роли Турции в проекте «Восточно-средиземноморский газопровод», а также делимитация морских границ — камень преткновения в диалоге Анкары и Афин.
Профессор Атаман считает, что последние события в мире показали, что страны Ближнего Востока не могут полагаться на державы Запада. По этой причине странам региона необходимо иметь хорошие отношения между собой.
«Нормализация отношений между самой важной страной арабского мира и Турцией, одним из самых влиятельных акторов в регионе, имеет большое значение для политической стабильности и процветания. Поскольку страны Ближнего Востока знают, что они не могут полагаться на глобальные державы в защите своих национальных интересов, они полны решимости развивать региональные инициативы и улучшать свои отношения с другими региональными игроками. Поэтому не только арабские, но и неарабские страны будут отдавать приоритет региональным инициативам и нормализовать внутрирегиональные отношения», — уверен он.