Сегодня завершается трехдневный визит товарища Си в Москву, который ознаменовался подписанием ряда программных документов. Однако в публичной плоскости так ничего и не прозвучало о возможной военно-технической помощи российской армии, поскольку такое сотрудничество будет противоречить духу китайских мирных инициатив по украинскому конфликту. Но если Сухопутные силы ВС РФ из-за участия в СВО оказались за бортом ленд-лиза, может ли на КНР рассчитывать ВМФ РФ?
Эсминцы
Повод порассуждать на эту тему дало специализированное на военной тематике издание Military Watch Magazine, которое задалось вопросом, кто именно может стать покупателем недавно спущенных на воду эсминцев Type 052D, Алжир или Россия. Американские эксперты приводят следующие доводы в пользу возможного приобретения Москвой китайских боевых кораблей данного типа:
Потребность России в современных эсминцах вполне может оказаться более острой, поскольку страна переходит к вводу в строй двух средних авианосцев, которые были заложены в Крыму в 2020 году и, как ожидается, будут использовать вертолеты и истребители, способные совершать вертикальную посадку. У России нет подходящего эскорта для этих кораблей, кроме модернизированных судов советской постройки.
Речь идет о первых двух российских универсальных десантных кораблях проекта 23900, заложенных в 2020 году в Керчи. Их полное водоизмещение должно составлять 40 тысяч тонн, десантновместимость – до 1000 морпехов и до 75 единиц бронетехники. Авиационная группа может достигать от 16 до 20 вертолетов и некоторое количество БПЛА. Эти вертолетоносцы позиционируются как наш ответ французским «Мистралям», с которыми Париж, как это принято, обманул Москву после событий 2014 года.
УДК «Митрофан Москаленко» еще до трагической гибели ракетного крейсера «Москва» должен был стать новым флагманом Черноморского флота. Для его базирования в Севастополе началось строительство соответствующей береговой инфраструктуры. «Иван Рогов» должен был направиться на Тихий океан для усиления КТОФ. Сроки сдачи обоих кораблей ожидаются на горизонте 2028-2029 годов. Однако есть нюансы.
На дворе уже 2023 год, но пока в прессу не утекли фотографии корпусов строящихся УДК, что только разжигает любопытство. Некоторую тревогу вызывает тот факт, что оба гигантских десантных корабля заложены в Крыму, который теперь является объектом для атак ВСУ. Плюс к этому возникает вполне справедливый вопрос насчет судов для эскорта почти беззащитных вертолетоносцев. Кораблей 1-го ранга в составе ВМФ РФ у нас сейчас мало. Модернизация старых советских БПК проекта 1155 и 1155.1 позволит продлить их ресурс лет на 10, максимум – 15, но это реально предел.
Многоцелевые корабли проекта 22350/22350М являются нашей главной надеждой на возрождение российского флота. Фрегат «СуперГоршков» с увеличенным полным водоизмещением свыше 8500 тонн обоснованно претендует на то, чтобы стать долгожданным эсминцем, а то и легким крейсером, о чем мы подробно рассказывали ранее. Проблема лишь в темпах и сроках строительства. Первый корабль проекта 22350М будет заложен не раньше 2024 года, спущен на воду хорошо если одновременно с первым российским УДК.
Иначе говоря, дефицит боевых кораблей 1-го ранга в ВМФ РФ будет остро чувствоваться в течение ближайшего десятилетия, что является проблемой даже в мирное время и совершенно неприемлемо в военное. Неудивительно, что о целесообразности заказа серии военных кораблей в условно дружественной стране вроде КНР говорится много и давно. Китайцы действительно могут их построить быстро, насытив потребности российского флота, с которыми объективно не справляется отечественный ВПК. Но какие именно боевые корабли больше всего нужны нашей стране?
Что нужнее
Если оценить возможности отечественной судостроительной отрасли, то можно прийти к выводу, что класс корветов и фрегатов Россия может одолеть своими силами. Пусть не так быстро, как хотелось бы, но у нас строятся многоцелевые корветы 2-го ранга проекта 20380 (20385) типа «Стерегущий» и многоцелевые фрегаты 1-го ранга проекта 22350 с управляемым оружием типа «Адмирал Горшков». Узкими местами можно считать военные корабли водоизмещением меньше и больше.
Так, были бы крайне востребованы для защиты ближней морской зоны малые противолодочные корветы. Таковых требуется штук 20, а лучше 30. Наилучшим решением, если ставить во главу угла именно скорость строительства, был бы заказ в КНР серии малых корветов Тип-056А с полным водоизмещением всего в 1300 тонн. Для своих нужд Китай уже построил 72 корабля данного класса и теперь выполняет заказы иностранных заказчиков – Таиланда, Бангладеша и Нигерии. Интерес к Тип-056А проявили Казахстан и Пакистан. Учитывая мощь судостроительной отрасли КНР, Россия могла бы полностью закрыть потребности в малых противолодочных корветах буквально за несколько лет, закрыв для субмарин потенциального противника всю нашу ближнюю морскую зону.
Что касается эсминцев, до строительства которых у нас руки пока не дошли, то китайский Type 052D может быть неким промежуточным компромиссным решением. ВМС НОАК имеют уже 25 кораблей данного класса, возможности которых американские эксперты описывают следующим образом:
Каждый тип 052D включает 64 вертикальные пусковые установки и может нести широкий спектр нового вооружения, включая крылатые ракеты YJ-100 с дальностью полета 1000 км и сеть ПВО, состоящую из HQ-16, HHQ-9, HHQ-10 и DK-10A, ракеты «земля – воздух», а также несколько новых близких по вооружению систем. Они также совместимы с корабельной гиперзвуковой баллистической ракетой YJ-21, хотя считается, что они вряд ли будут предлагаться на экспорт. Специализированный вариант, класс Type 052DL, заметно длиннее, что позволяет ему вмещать более новые вертолеты Z-20 и интегрировать новые радары метрового диапазона, оптимизированные для отслеживания воздушных целей-невидимок, хотя остается неясным, будет ли эта модификация также предлагаться за рубежом.
В России раздаются значительные и растущие призывы приобретать военные корабли с китайских верфей, вплоть до авианосцев включительно, при этом приобретение Type 052D потенциально может рассматриваться как временная мера до тех пор, пока РФ не сможет в конечном итоге заложить свои собственные корабли размером с эсминец. Корабли потенциально могут быть оснащены российской системой вертикального пуска для размещения крылатых ракет и ракет класса «земля – воздух», которые имеют некоторые значительные преимущества перед своими китайскими аналогами, в то же время используя китайские датчики и электронику, которые, как считается, намного превосходят российскую промышленность. Эксплуатационные расходы типа 052D значительно ниже, чем у стареющих российских эсминцев советской постройки, и он может представлять собой гораздо более экономичную и мощную альтернативу продолжению модернизации и продлению срока службы этих старых кораблей 1980-х годов.
В целом все верно. Заказав пробную серию из 4-6 китайских эсминцев, адаптированных под требования Минобороны РФ, можно через несколько лет усилить наши Северный и Тихоокеанский флоты двумя-тремя современными боевыми кораблями 1-го ранга каждый. Как временное решение, пока осваивается производство 22350М, это было бы вполне оправданно.
Ничего нереального в такой сделке нет, ибо строительство противолодочных корветов и многоцелевых эсминцев для океанских флотов прямого отношения к СВО на Украине не имеет. Однако усиление ВМФ РФ позволит надежнее обеспечивать стратегическое сдерживание потенциального противника, что объективно выгодно и Москве, и Пекину.
Сергей Маржецкий