Ставшему неудобным для Запада президенту Турции предстоит выбрать, на чьей он стороне. Международная редакция ФАН обсудила предвыборную обстановку в республике с политическим обозревателем Дмитрием Бабичем.
В Турции приближаются президентские и парламентские выборы. По итогам голосования, которое намечено на 14 мая, народ республики определит, по какому пути развития будет двигаться страна в следующие несколько лет.
Текущая избирательная кампания обещает стать самой яркой за последние десятилетия, поскольку стороны вступают в электоральную гонку в период, когда республика находится в тяжелом положении.
В Турции продолжается финансовый кризис с ужасающей по своим размерам инфляцией. Последствия разрушительных землетрясений также серьезно повлияли на экономику государства и жизнь людей в целом. По официальным данным, в результате катастрофы, случившейся в начале февраля, погибли 50 096 человек и 107 204 получили ранения. Масштабные разрушения в десяти провинциях страны и угроза новых подземных толчков создают напряженность в обществе. Выборы станут настоящим испытанием на прочность для действующего президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана и всей страны.
Выбирает не только народ
Помимо участников выборов, к кампании присоединяются и западные интересанты: внутренними проблемами государства сейчас пытаются воспользоваться США. Нынешний лидер не устраивает американские власти, Вашингтон открыто поддерживает его соперника — главу «Республиканской народной партии» и кандидата от оппозиции Кемаля Кылычдароглу.
Противоречия между действующими властями Турции и США очевидны. Штаты поддерживают курдских сепаратистов в Сирии, против которых Анкара ведет многолетнюю военную кампанию. Кроме того, на американской территории укрывается мусульманский проповедник Фетхуллах Гюлен — именно его считают причастным к провалившемуся путчу 2016 года, организованному при поддержке США. Вызывает недовольство Белого дома и ситуация с позицией Турции относительно вступления в НАТО Швеции и Финляндии — Анкара на протяжении многих месяцев сознательно тормозила этот процесс, после чего заявила, что не одобрит членство Стокгольма в альянсе.
Турецкая оппозиция — коалиция «Национальный альянс» — пользуется пристальным вниманием и поддержкой западных стран. Лидеры шести партий, входящих в этот блок, при поддержке США провели в феврале встречу для «выработки стратегии управления государством в случае возможного свержения нынешнего президента Эрдогана». Глава МВД Турции Сулейман Сойлу и президент республики впоследствии обвинили оппозиционеров в сговоре с Западом.
Независимый эксперт Дмитрий Бабич в беседе с международной редакцией ФАН объяснил, почему США так яро стараются избавиться от Эрдогана.
«Президент Турции слишком самостоятелен. Еще в самом начале его правления он сразу проявил независимость, когда в 2003 не пропустил американские и английские войска для атаки на Багдад. Тогда им пришлось заходить в Ирак с юга. Отношение к нему сразу же ухудшилось», — отмечает политолог.
Бабич считает, что Соединенные Штаты хотели на примере Турции задать тон для поведения других стран региона. Последние, по замыслу Вашингтона, должны были бы свергнуть монархические режимы, чтобы вслед за «соседом» вступить в НАТО. Однако Анкара нарушила эти планы, предпочтя лавировать между сторонниками на западе и востоке и показав, что намерена следовать самостоятельному курсу.
Новые силы
Сегодня Эрдоган, чье положение всерьез пошатнули как финансовый кризис, так и недавняя трагедия, пытается укрепить позиции, расширяя свою предвыборную коалицию «Народный альянс». Одним из главных кандидатов на включение в состав блока является партия «Родина» (Vatan), возглавляемая Догу Перинчеком. Основанная в 2015 году бывшими высокопоставленными военными и политиками из левопатриотической «Рабочей партии», «Родина» открыто продвигает антиамериканскую повестку и придерживается пророссийских взглядов.
Представители партии выступают за масштабные перемены во внешней политике. Прошлым летом, например, они призвали к выходу Турции из НАТО. В январе текущего года зампред политического движения Этхем Санджак и вовсе заявил, что страна может покинуть альянс через 5-6 месяцев.
«Родина» — ярый сторонник идеи турецкого суверенитета и евразийской ориентации Турции. Партия не раз заявляла о попытках Запада настроить Грецию против Турции, поддерживая многолетний территориальный спор, а также о скандалах с сожжением Корана в Нидерландах и Швеции. Кроме того, сын руководителя партии Мехмет Перинчек отмечал, что НАТО давно не считается с интересами Анкары. Свидетельством этому служат поставки оружия «Рабочей партии Курдистана», которую турецкие власти признают террористической организацией. Идею выхода из НАТО «Родина» собирается продвигать в ходе своей избирательной кампании.
Присоединение к «Народному альянсу» этого довольно сильного политического игрока могло бы создать хорошее подспорье для укрепления позиций Эрдогана и продемонстрировать, что действующий президент не намерен поддаваться на давление Запада.
Время выбирать
Обозреватель Дмитрий Бабич считает верной инициативу о выходе Турции из Североатлантического альянса. По его мнению, республике давно пора определиться, на чьей она стороне. Здесь Москва, с которой Анкару связывают крепкие партнерские отношения, является куда более выгодным союзником, нежели играющий на всех досках сразу Вашингтон.
Эксперт напомнил, что с момента начала военного конфликта на Украине, Турция остается единственной страной-членом НАТО, вступившей в диалог с РФ в то время, как остальные пошли по пути бойкота.
«Эрдоган следует экономическим интересам Турции. У нас долгое время демонизировали Анкару и президента, почему-то вспоминая войны, которые проходили 200 лет назад. Стоит отметить, что глава государства проводит политику не в интересах Запада. И поэтому отношения между нашими странами будут развиваться хорошо. Да, возможны краткосрочные кризисы. Но Эрдоган не намерен бороться с Россией. С нами ведет противостояние ультралиберальная западная идеология», — подчеркнул политолог.
Очевидно, что выбор предстоит сделать не только народу Турции, но и его президенту. И от того, каких партнеров предпочтет Эрдоган, будет зависеть как его будущее в качестве лидера, так и внешнеполитический курс республики, а также развитие российско-турецких отношений.













