17 марта досудебная палата Международного уголовного суда (МУС) в Гааге, юрисдикцию которого Москва не признаёт, выдала ордер на арест российского лидера Владимира Путина и уполномоченной по правам ребёнка при президенте РФ Марии Львовой-Беловой. Президента и детского омбудсмена обвиняют в «незаконной депортации детей». 123 страны мира ратифицировали Римский статут, на основании которого действует МУС. Теперь они вынуждены реагировать на это решение.
Одной из первых на выдачу ордера откликнулась Сербия. Президент страны Александр Вучич в тот же день
«Нет сомнений, что цель тех, кто это сделал, - усложнить коммуникацию президента России, еще больше осложнить экономическое положение России... Что касается ареста, не сердитесь, но это бессмысленный вопрос, потому что вам понятно, что пока идет война, Путин не приедет в Сербию. А что касается арестов, то я не арестовал даже тех, кого требовал специальный трибунал», - сказал он в ответ на вопрос сербского издания Novosti.
Еще одной страной, прокомментировавшей возможность ареста, стала Южноафриканская республика. Это важно, потому что в августе нынешнего года здесь состоится саммит БРИКС. В Кремле пока официально не подтверждали намерения российского лидера лично прибыть на мероприятие, но и не отвергали такой возможности.
«Мы, как правительство, осознаем наши юридические обязательства. Однако до саммита мы продолжим взаимодействие с различными соответствующими заинтересованными сторонами. Мы принимаем к сведению сообщение об ордере на арест, выданном МУС», — заявил пресс-секретарь президента страны Винсент Магвенья.
Что означает формулировка «принимаем к сведению» пока неясно. Ранее ЮАР уже сталкивалась с подобной ситуацией. В 2015 году президент Судана Омар аль-Башир, в отношении которого МУС выдал ордер на арест за шесть лет до этого, прилетел в Йоханнесбург на саммит Африканского Союза. Власти ЮАР, ратифицировавшие Римский статут, тем не менее, не арестовали его и позволили ему покинуть страну. В 2017 году МУС признал, что ЮАР нарушила соглашение, но не стал выносить этот вопрос на обсуждение Совета безопасности ООН, который мог принять решение о санкциях.
В самой ООН готовы встречаться с президентом России, несмотря на ордер, заявили в организации.
«Председатель Короши по-прежнему желает говорить с президентом Путиным, если он этого захочет», — пояснила официальный представитель главы Генассамблеи Полина Кубиак намерения председателя Генеральной Ассамблеи ООН Чабы Короши. Она отметила, что Россия по-прежнему остается членом Генассамблеи ООН, если только Совет Безопасности ООН и сама Генассамблея «не примут иные формы».
Пока наиболее радикальной среди стран, ратифицировавших Римский статут и признающих решения МУС, стала Германия. Глава Минюста ФРГ Марко Бушман пообещал арестовать российского президента в случае его визита в страну.
По словам Бушмана, он выполнит требование Международного уголовного суда на арест Путина, если «его нога ступит на территорию Германии». «Я ожидаю, что МУС быстро свяжется с Интерполом <...> и попросит об исполнении требования. Затем Германия будет обязана арестовать президента Путина, когда он въедет на немецкую территорию, и передать его МУС», — заявил Бушман вчера немецкому изданию Die Zeit.
Посол России в Германии Сергей Нечаев выразил обеспокоенность этим заявлением министра юстиции ФРГ. «Безответственные заявления некоторых германских официальных лиц <…> вызывают крайнюю озабоченность и свидетельствуют о том, насколько далеки они от реальности в стремлении к дальнейшей эскалации конфликта с Россией», - приводит слова Нечаева телеграм-канал посольства в воскресенье, 19 марта.
В тот же день на слова немецкого министра Бушмана отреагировал и Следком России. Глава ведомства Александр Бастрыкин поручил центральному аппарату СК РФ в рамках проводимой проверки дать необходимую правовую оценку высказываниям министра юстиции ФРГ о выполнении незаконного требования Международного уголовного суда об аресте граждан РФ на территории Германии, сообщает телеграм-канал Следкома.
А уже сегодня, 20 марта, Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении прокурора и судей МУС, оформивших ордер. Речь идет о прокуроре МУС Кариме Хане, а также судьях Томоко Аканэ, Розарио Сальваторе Айталы и Серхио Херардо Угальде Годинеса.
СК сообщает, что преследование Владимира Путина и Марии Львовой-Беловой носит заведомо незаконный характер, так как оснований для привлечения к уголовной ответственности не имеется. Российское ведомство подозревает Хана по статьям о привлечении заведомо невиновного к уголовной ответственности, соединенное с незаконным обвинением в совершении особо тяжкого преступления (часть 2 статьи 299 УК), а также подготовке к нападению на представителя иностранного государства, пользующегося международной защитой, с целью осложнения международных отношений (части 1 статьи 30 УК, часть 2 статьи 360 УК).
В отношении судей МУС дело расследуется по статьям о заведомо незаконном заключении под стражу (часть 2 статьи 301 УК) и подготовке к нападению на представителя иностранного государства (части 1 статьи 30 УК, часть 2 статьи 360 УК).
В Кремле спокойно относятся к ордеру, заявил сегодня на брифинге пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
«Мы наблюдаем такое количество откровенно враждебных проявлений в отношении нашей страны и нашего президента в мире. Мы это фиксируем, но если каждое это враждебное проявление принимать близко к сердцу, ничего хорошего не получится. Относимся к этому спокойно. Все тщательно фиксируем. Продолжаем работать. Продолжает, главное, работать и президент», — цитирует его слова «Маяк».
Ранее Песков заявлял, что российские власти не признают юрисдикцию МУС, а саму постановку вопроса об аресте Путина считают возмутительной и неприемлемой. Замглавы Совбеза РФ Дмитрий Медведев пригрозил, что Москва может ответить на эти действия точечным ракетным ударом по зданию суда в Гааге.
Сам же президент лично никак не реагировал на новость об ордере. На следующий день после решения МУС он посетил Крым, после этого побывал в Мариуполе, а сегодня проводит встречу с лидером Китая Си Цзиньпином. Китай, к слову, как и Москва, не признает решений гаагского суда.
Читайте нас: