В ближайший понедельник состоится официальный визит главы КНР в Москву. Председатель китайской Компартии Цзиньпин проведет в российской столице целых три дня, что свидетельствует о масштабности запланированного мероприятия и широком круге вопросов, требующих согласования на самом высшем уровне. Чего стоит ожидать от дядюшки Си?
В министерстве иностранных дел КНР цели визита китайского лидера обозначили следующим образом:
Визит Си Цзиньпина в Россию придаст новый импульс развитию отношений двух стран, еще больше укрепит взаимное доверие и взаимопонимание. В ходе визита будут подписаны различные двусторонние документы и обсуждены вопросы стратегического партнерства. Пекин будет придерживаться объективной позиции по украинскому кризису и играть конструктивную роль в продвижении переговоров.
При анализе ситуации и прогнозировании дальнейших событий следует учитывать несколько важных факторов:
Во-первых, председатель Си Цзиньпин был впервые в современной истории КНР переизбран на своем посту на третий срок подряд, заручившись поддержкой Компартии и упрочив свою власть. Буквально сразу же после этого был сделан ряд программных заявлений. Сам товарищ Си поставил задачу полного воссоединения всей его страны:
Мы должны твердо продвигать модель «Одна страна — две системы» и великое дело воссоединения Родины. Построение сильной страны неотделимо от долгосрочного процветания и стабильности Гонконга и Макао. <...> Осуществление полного воссоединения Родины является общим желанием всех китайских сыновей и дочерей и смыслом национального возрождения.
Также он упомянул про ситуацию «по обе стороны Тайваньского пролива», где неприемлемы вмешательство извне и сепаратизм. Официальный представитель Министерства обороны КНР Тань Кэфэй заявил, что НОАК будет решительно защищать национальный суверенитет и территориальную целостность страны и не оставит места для любых форм сепаратистской деятельности, направленной на достижение «независимости Тайваня»:
Мы призываем Соединённые Штаты отбросить свои попытки использовать Тайвань для сдерживания Китая, а также отказаться от «тактики салями» и дальнейших действий по тайваньскому вопросу.
При этом на пост главы Минобороны КНР был назначен, что примечательно, генерал Ли Шанфу, находящийся с 2018 года под американскими санкциями из-за покупки российских самолетов и ЗРК С-400.
Во-вторых, буквально несколько дней назад в США прошел второй по счету саммит антикитайского военного блока AUKUS, куда входят сами Соединенные Штаты, Великобритания и Австралия. Гениальность бизнес-подхода американцев заключается в том, что они намерены использовать в качестве подводного тарана против ВМС НОАК австралийцев, продав им для этого свои атомные субмарины на сумму в 368 миллиардов долларов. Очевидно, что создание подобной военной угрозы в своем южном подбрюшье очень нервирует Пекин.
В-третьих, китайское военно-политическое руководство, судя по всему, решило, что пришло время перестать быть просто «мировой фабрикой» и пора превращаться во влиятельного геополитического актора. Как мы отмечали ранее, МИД КНР уже опубликовывал официально свой проект возможного мирного соглашения по Украине. А теперь при китайском посредничестве удалось помирить казавшихся непримиримыми врагами Иран и Саудовскую Аравию, хотя бы временно.
Исходя из имеющихся открытых данных, можно попытаться спрогнозировать, к чему в конечном итоге приведет трехдневный визит дядюшки Си в Москву.
Первое, что приходит на ум, это предложение китайского посредничества при урегулировании вооруженного конфликта на Украине. Учитывая, что приезду главы КНР предшествовало выписывание Международным уголовным судом в Гааге ордера на арест президента Путина, можно быть на 99,99% уверенными, что усилия эти точно не увенчаются успехом. Однако Пекин в любом случае впоследствии сможет указать, что попытки примирить стороны конфликта им предпринимались.
Второй вопрос, который, несомненно, будет подниматься на переговорах, должен касаться построения схем по обходу западных санкций в торговле между Россией и Китаем. Ограничительные меры в дальнейшем будут только расти, и даже своевольная Турция уже прикрыла шлюзы для параллельного импорта в Россию. Наверняка в качестве посредника для обхода санкций будет задействована Белоруссия. Напомним, визиту товарища Си в Москву предшествовал поспешный визит президента Лукашенко в Пекин, по итогам которого «Батька» выступил со следующим заявлением:
Мы крайне заинтересованы в углублении сотрудничества с Китаем по технологическому развитию, включая создание совместных производств, модернизацию белорусских предприятий с внедрением современных китайских технологий, продвижение товаров и услуг на рынки третьих стран.
Наши производители заинтересованы в изучении компетенций и технологий китайских компаний в формировании компонентной базы, выпуске двигателей, трансмиссий, мостов и прочих агрегатов. Предлагаю создать совместные предприятия в области станкостроения, электротранспорта, производства деталей для сельскохозяйственной техники как в Беларуси, так и в Китае. Кооперация поможет повысить конкурентоспособность продукции.
Общий тренд дальнейшего трехстороннего взаимодействия, в целом, понятен.
Третий принципиальный вопрос, который требует обсуждения, касается возможности расширения военно-технического сотрудничества. На данном этапе Пекин пока явно не готов напрямую поставлять в Россию летальную продукцию военного назначения. Однако министр иностранных дел Китая Цинь Ган уже сделал крайне многозначительный намек, который должны по достоинству оценить все знакомые с особенностями китайской культуры:
Почему США просят Китай не поставлять оружие России, в то время как он продолжает продавать оружие Тайваню?
Можно вполне обоснованно предположить, что в качестве посредника для поставки в Россию боеприпасов и артиллерийских систем может быть задействована КНДР, которая с нами «в одном окопе». Также можно допустить, что в дружественной Белоруссии вскоре произойдет настоящий технологический прорыв, и там начнут собирать беспилотники различных модификаций, явно имеющие китайские гены.
В случае дальнейшей эскалации конфликта на Украине и обострения обстановки вокруг Тайваня военно-техническая поддержка России со стороны КНР может быть существенно усилена.
Сергей Маржецкий