Лента новостей

03:57
Как Россия разгромила Польшу и вернула Смоленск
01:03
Украина имени Ильича. Мы сотворили чудовище
01:00
Важная помощь бойцам, наступающим на Часов Яр и Авдеевку, от читателей «Русской Весны» (ВИДЕО)
00:57
Что известно о секретном договоре, который мог бы положить конец конфликту на Украине в апреле 2022 года
00:26
Паспорт Африки во имя Империи
22:11
Нетаньяху обвинил Международный уголовный суд в антисемитизме
22:10
The Daily Beast: солдаты ВСУ спасаются от депрессии и поражений на фронте алкоголем и наркотиками
21:41
Пять лет кровавого клоуна затягиваются
21:00
«Весь бюджет Енакиево пилил в свой карман». В ДНР мэра Енакиево взяли под арест за многомиллионные взятки
20:25
Путин убрал из Минобороны ещё одного старожила
20:24
Сегодня годовщины освобождения городов Донбасса
19:41
Путин освободил Александру Левицкую от должности своего советника
19:14
Австрия предоставит 5 млн евро на восстановление энергоинфраструктуры Украины
19:13
В Москве оштрафовали мужчину за окрашенную в цвета флага Украины голову
19:12
Украинские войска ведут обстрелы республик Донбасса, Белгородской, Курской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 20 мая
19:11
Медведев назвал Зеленского законной военной целью России
19:10
Трепова нашла в себе силы извиниться перед женой Татарского во время заседания суда, который оставил приговор в силе
19:02
Эксперт Юшков объяснил, почему Украина может столкнуться с дефицитом газа
19:01
«Ничего экстраординарного»: эксперты прокомментировали обозримое будущее Ирана
18:33
На Украине по наводке военкоматов полиция разыскивает 95 тысяч мужчин
18:32
Сводка Минобороны России о ходе проведения спецоперации на 20 мая
18:24
В Иране создали комиссию для расследования крушения вертолета с Раиси
17:56
Лондонский суд вынес решение в пользу Ассанжа по делу о его экстрадиции в США
17:55
ВСУ ударили французскими SCALP по пригороду Луганска, 12 пострадавших
17:50
Наши бойцы развернули флаг России, ознаменовав взятие части Волчанска (ВИДЕО)
17:46
«Теории заговора»: мировая реакция на смерть президента Ирана Ибрахима Раиси
17:18
Украина готовит в Харьковской области «местных жителей» для подрывной деятельности после возвращения региона в Россию
17:17
Прокурор Международного уголовного суда потребовал выдать ордера на арест Нетаньяху с главой минобороны и лидеров ХАМАС
17:10
Лишь две страны переживут ядерную войну после того, как пять миллиардов погибнут за 72 часа
16:07
Азаров: вопрос только во времени окончательного поражения Украины
16:06
Один из лучших баскетболистов Украины пытался cбежать за границу, но отправлен в ВСУ
16:05
Индия согласилась принять участие в украинской конференции в Швейцарии
15:57
Прокурор МУС запросил ордер на арест израильского премьер Нетаньяху
15:24
Смерть в тумане
15:21
На Украине потребовали вручить повестку Зеленскому в связи с окончанием срока полномочий
14:53
Развернётся ли Иран в сторону США после прихода новой власти? Мнение эксперта
14:52
«Вопрос будет решаться силовым способом». Минкульт угрожает монахам Киево-Печерской лавры
14:46
О военных расходах в мире. Начинается новый раунд гонки вооружений
14:16
Власти Китая ввели санкции против американских компаний
14:15
Цель саммита по Украине в Швейцарии – подтвердить легитимность Зеленского
14:14
Пятую ночь подряд Украина бьет по Крыму. Сегодня начался подсчет ущерба
14:13
Депутат Матвеев предложил приравнять иностранные диаспоры в России к иноагентам
14:05
FT: новый всплеск заболеваемости COVID-19 может произойти летом
13:48
Добро пожаловать в диктатуру
13:36
Все больше стран отказываются от участия в саммите по Украине в Швейцарии
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Геополитика»Европейские санкции способствуют росту прибалтийского транзита российских грузов

Европейские санкции способствуют росту прибалтийского транзита российских грузов


Европейские санкции способствуют росту прибалтийского транзита российских грузов

https://t.me/fsk_today

По итогам 2022 года товарооборот между Россией и Евросоюзом ненамного вырос, но, главное, достиг максимума с 2014 года (258,6 млрд. евро) – таковы данные РИА «Новости» на основе европейской статистики. Импорт товаров из России в ЕС вырос на 25% и достиг 203,4 млрд евро – на 230 млн евро меньше исторического максимума 2012 года. Ввоз товаров из ЕС в Россию при этом обрушился на 38,1%, до 55,2 млрд евро – минимум аж с 2005 года.

В этой связи не вызывает особого удивления заметный рост транзита российских внешнеторговых грузов через прибалтийские (особенно латвийские и эстонские) порты в последние месяцы 2022-го и в начале текущего года. В значительной степени это обусловлено подсанкционностью российских портов, в том числе северо-западных, а также возможностью (ввиду природно-климатических условий) почти круглогодичной эксплуатации портов бывшей советской Прибалтики.

Разумеется, такая тенденция обусловлена и «двоякой» санкционной политикой марионеточных местных властей, патологическая русофобия которых парадоксальным (или вполне естественным?) образом не противоречит неизменной заинтересованности в российском транзите. Напомним, десятилетиями его доля в ВВП прибалтийских «новоборанцев» Евросоюза и НАТО превышала 25%.

Просматривается здесь и некий геополитический контекст: не исключено, что транзитная политика прибалтийских стран в связи с текущими санкциями Евросоюза тем или иным образом согласована с Брюсселем. Вероятная цель – восстановление зависимости РФ от прибалтийского транзитного направления в ущерб развиваемой в последние годы коммуникационной инфраструктуре Ленинградской области.

К примеру, объём перевалки грузов в рижском Baltic Container Terminal (ВСТ) возрос в 2022 году по сравнению с годом предыдущим на 10% (впервые за 10 с лишним лет). Контейнерная погрузочно-разгрузочная компания порта достигла рекордно высоких объемов грузооборота, улучшив результат предыдущего года на 16%. Фактически было перегружено 326 тысяч единиц TEU (единица измерения загруженных контейнеров), что, по данным латвийской стороны, «является самым высоким годовым оборотом в истории терминала». Высокий уровень контейнерной перевалки здесь сохраняется и в начале 2023 года.

По мнению Freeport of Riga Authority, статистика всех портов бывшей советской Прибалтики свидетельствует о «благоприятном» влиянии санкций и конфликта на Украине на контейнерные перевозки. При этом порт Санкт-Петербург, ранее являвшийся крупнейшим контейнерным портом в регионе, потерял в 2022 году 64% объема соответствующих грузоперевозок. Напротив, в портах Рига, Клайпеда и Таллинн наблюдался рост контейнерного грузооборота, равно как и в финляндских портах Хельсинки и Хамина / Котка, расположенных невдалеке от российско-финляндской границы в Ленинградской области.

Член правления вышеупомянутого старейшего рижского портового терминала (с 1999 года – в собственности мальтийского холдинга Mariner) Дмитрий Киселёв говорит о том, что с началом введения в 2022 году санкций «контейнерные линии Балтики бойкотировали российские порты, используя контейнерные терминалы стран Балтии для размещения и хранения контейнеров, предназначенных для российского рынка, что привело к быстрому увеличению грузооборота на терминале BCT». Позже экспортеры и импортеры «адаптировались к ситуации и использовали Рижский порт для отправки товаров, ранее отправляемых через российские порты», что и привело, по его мнению, «к увеличению потока российских импортных, как и экспортных контейнеров, направляемых в том числе в страны Азии». К этому можно добавить, что в 2022 году там же работали, как и прежде, 6 международных контейнерных линий, причём все они продлили на 2023-й контракты с терминалом.

Грузооборот порта Вентспилс, 2022 – январь 2013 гг.

Следует также обратить внимание и на взрывной рост грузооборота латвийского порта Вентспилс, за январь 2023 года возросший на 40% по сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года и достигший 1,57 млн тонн. В том числе было перегружено 809 тыс. тонн наливных (-5,5%), 543 тыс. тонн балкерных (рост в 2,8 раза) и 224 тыс. тонн генеральных грузов (+13,7%), следует из сообщения администрации порта. На экспортно-импортные грузы РФ приходится не менее 25% этих объёмов, причем тенденция на рост грузооборота усиливается с середины ноября 2022 г. Именно Вентспилсу принадлежит одно из ведущих мест по транзиту в Евросоюз российского мазута и газойля: по данным Reuters, в январе было отгружено из РФ в ЕС до 210 тыс. тонн, в том числе через Вентспилс – 80 тыс. тонн (заметим, в начале 2010-х годов нефтепродуктовый транзит РФ через Вентспилс практически прекратился в пользу российских терминалов).

Примечателен и фактический отказ латвийских властей, вопреки первоначальным планам, от экспроприации параллельных нефтепровода и нефтепродуктопровода из России и Белоруссии в сторону того же Вентспилса, похоже, с явным расчетом на расширение  использования означенного порта для экспорта российских нефтепродуктов. «Тишина» (пока?) и с аналогичными планами Вильнюса относительно отрезка этой же транзитной линии, частично подходящей к Вентспилсу через литовско-латвийское приграничье, с ответвлением к НПЗ в Мажейкяе и близлежащему терминалу в Бутинге. К слову, этот самый НПЗ в Мажейкяе – единственный в прибалтийском регионе.

На сохранение поставок российских нефтепродуктов в сторону враждебной Европы через «внесанкционные» артерии, порты и танкеры благодаря замысловатым кульбитам Брюсселя обращает внимание аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков: «Вызывает удивление тот факт, что с 5 февраля известно только о двух ценовых потолках: для дизельного топлива и для мазута. Почему нет диверсификации по каждому виду нефтепродуктов? Почему де-факто под одну цену хотят подвести и дизель, и бензин, и керосин и т. д.? Это странно». Как представляется, по крайней мере отчасти эта странность объясняется в недавнем разъяснении Еврокомиссии: «Если российские нефтепродукты перерабатываются в третьей стране путём смешивания с произведёнными в другом государстве, то российские нефтепродукты больше не считаются российскими, и предельная цена не применяется». Как пояснили в Еврокомиссии, в результате смешения появляется товар с другим таможенным кодом, который может продаваться без учёта ценовых ограничений, а европейские компании получают возможность беспрепятственно оказывать услуги по страхованию и транспортировке.

…С закручиванием санкционных «гаек» (пока с вышеупомянутой «лазейкой», призванной сохранить западное экспортное направление на выгодных Брюсселю условиях) в России много говорится о транзитно-экспортном «развороте на Восток», однако и здесь, мягко говоря, не всё гладко. Только за первую неделю февраля дальневосточные порты отклонили 14% поданных заявок, будучи не готовыми перевалить даже согласованные объемы нефтепродуктов. «Российские железные дороги» принимают грузы с учётом объёмов выгрузки в портах, не позволяющих наращивать транспортировку нефтепродуктов. Только за первую неделю февраля 2023 года портами Дальнего Востока отклонено 14% поданных заявок, заявил 9 февраля глава компании Олег Белозеров на встрече с нефтяниками по вопросам вывоза продукции по железной дороге. По его словам, терминалы оказались не готовы перевалить даже согласованные объёмы нефтепродуктов, из-за чего количество вагонов с нефтепродуктами на инфраструктуре общего пользования превысило нормативы в 2,5 раза.

С учётом всех упомянутых факторов и трендов трудно предположить, что транзитные возможности бывшей советской, а ныне русофобствующей Прибалтики не останутся не востребованными и впредь…

https://zen.yandex.ru/media/fondsk.ru



Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Подпишись:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх