Лента новостей

12:27
Владыки неба: как хвосты птерозавров обеспечивали их превосходство в воздухе
12:11
Дубинский дал дельный совет украинцам, которым не нравится клика Зеленского
12:10
Министры обороны стран НАТО огорчены ситуацией на Украине
12:03
Шольц отказался передать Украине помощь на сумму в 3 млрд евро
11:51
Зеленский в ярости - Кто сдал Курахово? - Новости
11:36
Калифорния: огонь, вода и... атмосферная губка. Почему Калифорнию трясет от перепадов погоды?
11:18
Фон дер Ляйен пытается устроить встречу с Трампом, но пока не может
11:17
Возомнил себя Трампом. Президент Литвы Науседа выдвинул претензии на Калининградскую область
11:16
Украина обстреляла Донецк американским РСЗО «Хаймарс». Есть пострадавшие
11:11
«Вернись – я все прощу», или Ловчая сеть для украинских мужчин
10:54
Белгородская область, последние новости: 86 атак за сутки, что известно о повреждениях и пострадавших
10:42
Теплые воды у стен Антарктиды: Насколько реальна угроза таяния?
10:26
Шольц препятствует вооружению Украины на €3 млрд
10:25
Дубинский: Похоже, глобальная сделка между США и РФ уже состоялась
10:24
В Литве не исключили прекращение поддержки Украины
10:05
ЗАПАДНЫЕ СМИ СЕГОДНЯ ПРО НОВОЕ НАСТУПЛЕНИЕ УКРАИНЫ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ.
09:58
Для будущих миссий на планету: учёные составили самую точную карту участка Венеры
09:41
Трамп способствует деколонизации Шпицбергена
09:37
AMD объяснила дефицит процессоров Ryzen 9 9800X3D: виновата Intel и её ужасные процессоры Arrow Lake
09:33
Украина атаковала российские регионы десятками боевых дронов. Есть повреждения
09:32
Трамп рассказал о подготовке встречи с Путиным для завершения конфликта на Украине
09:22
СВО. Донбасс. Оперативная лента за 10.01.2025
09:10
Курская область: последние новости на утро 10.01.2025, обстановка сейчас, как прошла ночь, встречные бои и ожесточенные штурмы
07:40
Британцы в ярости - Зеленскому это не простят - Новости
04:53
«Плавающая» граница Европы и Азии
04:48
Мэр итальянского города запретил жителям болеть
03:44
Россия окружает ключевые позиции ВСУ: новости СВО от 10 января 2025. Карта боёв на Украине сегодня, обстановка в Курской области, военная сводка, 1051-й день спецоперации России на Украине
03:14
Топ бесполезных приобретений 2024: россияне назвали покупки, о которых сожалеют
02:12
ЗАПАДНЫЕ СМИ ПРО УКРАИНСКОГО КОТА, КОТОРЫЙ ОДНОЙ ЛАПОЙ СБИЛ РОССИЙСКИЙ ДРОН.
02:04
«Дорогу наверх пробивал сам»: эксперты — о жизненном пути Грабина и его вкладе в развитие отечественной артиллерии
01:38
Французское влияние в Западной Африке клонится к закату
00:52
«Сладкий экспорт» из России вырос на 15%
00:08
Претензии Трампа на Гренландию выгодны Кремлю — Sky News
00:06
Как финны похоронили «розовую» Финляндию
23:49
Русские Медведи и команда Тыл СВО в помощь фронту - Архивные кадры - Авдеевка
23:22
Бывший разработчик GTA III придумал кинематографическую камеру, потому что ему было скучно кататься на поезде
23:18
Корнилов не исключил, что Дания может лишиться Гренландии
23:14
Радиоудар по врагу: невидимые воины спасают сотни жизней наших бойцов в боях от Курахово до Часов Яра (ВИДЕО)
22:59
Пленные боевики ВСУ из-под Махновки
22:57
Спасибо тебе, брат!
22:28
ООН заигрывает с Россией - что пошло не так для Киева?
22:27
США не отступятся от Гренландии. Остров важен для национальной безопасности Америки
21:55
Не просто газ: JWST нашел воду и углекислый газ в атмосфере супернептуна WASP-166 b
21:39
«Кто открыл ящик Пандоры на Востоке?». В польской прессе назвали настоящего виновника войны на Украине
21:38
Убиты и ранены мирные люди. ВСУ ведут обстрелы ДНР, Белгородской и Херсонской области. Обзор ситуации в прифронтовых регионах России на вечер 9 января
Все новости

Архив публикаций



Мировое обозрение»Аналитика»Развитие Международного транспортного коридора «Север – Юг»

Развитие Международного транспортного коридора «Север – Юг»


Развитие Международного транспортного коридора «Север – Юг»

Одним из важнейших вызовов для Евразии являются проблемы транспортной связанности и доступа на рынки. Континентальное расположение, особенно стран Центральной Азии, увеличивает издержки транспортировки, делает нерентабельными производства, снижает прибыль компаний и благосостояние населения. Внешнеэкономические связи между государствами – членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) обеспечиваются всеми видами транспорта, обслуживающего практически все виды экономической деятельности. Международный транспортный коридор (МТК) «Север – Юг», который является ключевым элементом транспортного каркаса Евразии (сети международных транспортных коридоров на евразийском пространстве по осям Восток-Запад и Север – Юг), стыкуется с большинством широтных транспортных коридоров, используемых для международных перевозок грузов в евроазиатском сообщении, обеспечивая кратчайшие расстояния перевозок грузов между странами ЕАЭС и Южной Азией, Восточной Африкой и Ближним Востоком.

МТК «Север – Юг» дает возможность логистического выбора одного из трех маршрутов доставки, он включает инфраструктуру железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта, морские порты на Каспии (Астрахань, Оля, Махачкала, Баку,/Алят, Актау,/Курык, Туркменбаши, Энзели, Ноушехр, Амирабад), порты Персидского залива (Бендер-Аббас и Чабахар), автомобильные (АПП) и железнодорожные пункты пропуска, а также международные аэропорты.

Развитие международных транспортных коридоров является одним из ключевых инструментов по развитию торговли, экономического сотрудничества между странами, а также стимулом для укрепления региональной экономической интеграции. Юридической базой создания коридора «Север – Юг» явилось подписание 12 сентября 2000 года тремя странами – Республикой Индия, Исламской Республикой Иран и Российской Федерацией – межправительственного Соглашения о международном транспортном коридоре «Север – Юг» (в 2003 году к этому Соглашению присоединился Казахстан, в 2004 году – Республика Беларусь и Султанат Оман, в 2005 году – Республика Таджикистан, в 2006 году – Республика Азербайджан, Республика Армения и Сирийская Арабская Республика, а Республика Болгария с 2006 года является наблюдателем). Участниками соглашения стали четыре из пяти государств – членов ЕАЭС. В Соглашении пока не участвует Туркменистан, несмотря на то что через его территорию проходит открытая в 2014 году новая линия Жанаозен – Кызылкая – Берекет – Этрек – Горган, соединяющая Казахстан, Туркменистан и Иран и являющаяся фактически одним из маршрутов МТК «Север – Юг», проходящим по восточной стороне Каспийского моря.

Главным преимуществом МТК «Север – Юг» перед другими маршрутами, в том числе перед морским маршрутом через Суэцкий канал, является значительное сокращение временных затрат на осуществление перевозок. Так, срок доставки грузов из Мумбаи (Индия) в Санкт-Петербург по традиционному маршруту, проходящему через Суэцкий канал, составляет от 30 до 45 дней, а срок отправки грузов из Мумбаи в Россию по сухопутному маршруту МТК «Север – Юг» может варьироваться от 15 до 24 дней. Доставка же грузов по Восточной ветви коридора, проходящей через Казахстан и Туркменистан, сокращает срок доставки до 15–18 дней. После ввода в эксплуатацию железнодорожного участка Астара – Решт на территории Ирана время доставки грузов по МТК «Север – Юг» дополнительно сократится.

Сокращение срока доставки является критичным для целого ряда товаров, которые могут перевозиться по коридору (продовольствия, изделий из текстиля, бытовой техники, электротехники). Реализация крупных инфраструктурных проектов в транспортной сфере не только позволяет сократить время в пути и эксплуатационные расходы перевозчиков, но и через косвенные эффекты способствует устойчивому развитию.

Так, помимо увеличения объемов торговли, развитие МТК содействует строительству индустриальных парков, специальных экономических зон вдоль транзитного пути, а также развитию кооперации в сфере производства товаров и услуг и выстраиванию новых производственно-логистических цепочек между государствами – членами ЕАЭС и крупными развивающимися странами Персидского залива и Индийского океана, включая Иран, Индию и Пакистан. Соответственно, создаются новые рабочие места, улучшаются перспективы экономического роста и растет благосостояние населения в регионе. Импульсом для повышения значимости транспортных маршрутов по оси «Север – Юг» в последние годы стали активное взаимодействие ЕАЭС с Индией и Ираном в рамках реализации концепции Большой Евразии, а также активизация Туркменистана и других стран региона по вопросам развития транзита и мультимодальных коридоров. В мае 2018 года ЕАЭС подписал с Ираном временное соглашение, ведущее к образованию зоны свободной торговли. Проводятся переговоры по заключению договора о создании ЗСТ между ЕАЭС и Индией.

ЕАЭС, понимая стратегическую необходимость интеграции в мировые рынки и международные производственные цепочки, активно использует инструмент ЗСТ. Соответственно, транспортные коридоры, связывающие Европу и ЕАЭС со странами, расположенными в южной части Евразийского континента, все в большей степени включаются в сеть основных транспортных маршрутов на обширном евразийском пространстве.

В 2021 году Евразийский банк развития (ЕАБР) провёл исследование, в котором указывается на огромный нереализованный потенциал коридора не только в развитии меридиональных транспортных связей между Северо-Восточной Европой и Южной Азией, но и в создании новых транспортно-логистических цепочек на сопрягающихся евроазиатских МТК, в частности между Россией и Турцией через Азербайджан, а также между Китаем и Ираном через Казахстан и Туркменистан. Исследование показало возможности повышения эффективности транспортно-экономических связей в Евразии путем более широкого вовлечения в систему международных перевозок транспортных коммуникаций стран региона, особенно не имеющих выхода к морю, для которых Евразийский транспортный каркас является ключом, открывающим доступ на международные рынки.

В силу того, что Евразийский транспортный каркас «дотягивается» до Китая, Индии и Европейского союза, он может выступить материальной основой для Большой Евразии.  Несмотря на то, что МТК «Север – Юг» успешно функционирует на ряде участков, таких как Россия – Азербайджан, Казахстан – Туркменистан – Иран, а также во внутренних сообщениях этих стран, реализации его трансконтинентального потенциала от Балтики до Индийского океана препятствует множество барьеров инфраструктурного, тарифного и нетарифного характера.

Дальнейшее развитие коридора связано как с осуществлением инвестиционных проектов, направленных на развитие и модернизацию транспортной инфраструктуры, так и на реализацию мер в области мягкой инфраструктуры, включающих устранение барьеров, создание благоприятных условий для осуществления международных перевозок и пересечения государственных границ. Инвестиционным потенциалом в разной степени обладают все три маршрута МТК «Север — Юг» и все виды транспорта как в части магистральной, так и вспомогательной инфраструктуры, флота морских и речных судов, парка автомобилей, железнодорожного подвижного состава и контейнеров. Интерес к развитию МТК «Север — Юг» как элементу «новой логистики» продолжает расти.

Руководители таможенных органов Азербайджана, Ирана и России 22 августа 2022 года подписали меморандум об упрощении транзитных перевозок. В июле 2022 года успешно запущен новый контейнерный сервис из России в Индию через Казахстан, Туркменистан и Иран по Восточному маршруту коридора. Вместе с тем успешному развитию МТК «Север — Юг» препятствуют более 40 различных барьеров в области как физической, так и мягкой инфраструктуры. В целях ликвидации инфраструктурных барьеров на всех трех маршрутах коридора реализуются или запланированы к реализации проекты строительства, реконструкции и модернизации транспортной инфраструктуры международного значения. Общий объем инвестиций на их реализацию составляет 38,2 млрд долл. США, из которых 35% и 34% соответственно необходимы для развития транспортной инфраструктуры МТК «Север — Юг» в России и Иране. На Казахстан приходится 16,5% от общей стоимости проектов по развитию МТК «Север — Юг».


Владимир ЧУШКИН


Опубликовано: Мировое обозрение     Источник

Читайте нас:





Напишите ваш комментарий к статье:

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Новости партнеров

Наверх