Международная группа поддержки Ливана (ISG), в которую входят Организация Объединенных Наций, Европейский союз, Лига арабских государств и более полудюжины стран, включая США и Францию, назвала политическую ситуацию в республике «неустойчивой».
По мнению представителей структуры, статус-кво парализует государство на всех уровнях, препятствуя его способности справиться с экономическим кризисом.
ISG подчеркнула, что Ливану еще предстоит завершить финансовую программу реформ, и призвала лидеров политической верхушки согласовать обменные курсы, а также незамедлительно принять законы, необходимые для восстановления доверия со стороны международного сообщества.
Почему страна оказалась в глубочайшем кризисе и от чего зависит выход из сложившейся ситуации, разбиралась международная редакция ФАН.
Историческое соглашение
Ливан переживает тяжелые времена. Страна находится без президента с тех пор, как срок полномочий Мишеля Ауна закончился 31 октября 2022 года. Парламент безрезультатно пытается принять законы, а права и обязанности временного кабинета ограничены. Сложности в политическом устройстве государства не новы.
Политическая система Ливана сложна и процесс избрания представителей власти на разных уровнях зависит не только от воли народа или выбора политиков. Исторически она сложилась в результате соглашения 1943 года — Национального пакта, заложившего основу многоконфессионального государства и закрепившего ведущую роль религиозных конфессий в политике.
Премьер-министром страны мог стать только мусульманин-суннит, пост президента предназначался христианину-марониту, роль спикера парламента отводилась мусульманину-шииту. Соотношение христиан и мусульман в Национальном собрании составляло 6:5. После продолжительной кровопролитной гражданской войны, длившейся 15 лет, было подписано новое Таифское соглашение 1989 года.
Оно уравняло христиан и мусульман в парламенте. Конфессиональное разделение в институтах власти является одной из основных причин коррупции и кризиса в Ливане, фактически означая несменяемость правительства, считают некоторые аналитики. Эти условия дают руководству политических элит возможность бесконтрольно использовать бюджет, игнорируя потребности населения.
Упадок экономики
До гражданской войны Ливан был процветающим государством, банковской столицей арабского мира, за что получил неофициальное название «Ближневосточная Швейцария». Теперь же ситуация другая. В последние годы страна ощутила болезненные удары по своей экономике. Это привело к значительному снижению уровня жизни — Ливан стал одним из самых бедных государств.
Традиционные двигатели роста экономики, такие как недвижимость, строительство и туризм, фактически прекратили работу, а банковский сектор рухнул. Согласно последним данным Всемирного банка, ВВП сократился на 21,4% в 2020 году, на 7% в 2021 году и, по оценкам, на 5,4% в 2022 году. Чистый экспорт оставался отрицательным, а импорт рос быстрыми темпами.
Потери налоговых поступлений из-за перехода к экономике, основанной на наличных деньгах, способствовали росту уклонения от уплаты налогов и повышению номинального ВВП, обусловленного инфляцией. Это привело к снижению доходов в процентном отношении к ВВП: 5% в 2022 году против 7% для расходов. Долг к ВВП вырос до 180,7% в 2022 году по сравнению с 172,5% годом ранее, что делает на сегодня Ливан третьей страной с наибольшей задолженностью в мире.
Кроме долгов в последние годы росла и инфляция. В 2022 году она составила в среднем 186% из-за сокращения доли товаров, импортируемых по субсидируемым Банком Ливана обменным курсам, и увеличения долларизации в экономике страны. Валютно-финансовые потрясения продолжают создавать кризисные условия. Взаимодействие между обменным курсом, нехваткой денег и инфляцией формирует нестабильную макроэкономическую динамику.
Страна сталкивается с многими социальными проблемами. Массовый приток сирийских беженцев (25% населения) нарушил демографический баланс. По данным Всемирного банка, более 60% молодежи не имеют работы, образования или какой-нибудь профессиональной подготовки. В июле 2022 года Всемирный банк переклассифицировал Ливан в категорию стран с доходом ниже среднего.
Начало протестов
В октябре 2019 года сотни тысяч человек вышли на акции протеста по всей стране. Правительство не могло справиться с экономическим кризисом, послужившим началом волнений в обществе. Рост уровня безработицы, убывающая покупательская способность, поднятие налогов, стали результатами мер, направленных на снижение дефицита бюджета.
Помимо этого, были значительно урезаны социальные выплаты госслужащим, пенсионерам и инвалидам, а также военным. Государство повысило налог на табачные изделия, что вызвало общее недовольство населения. Было запланировано увеличение НДС с 11% до 15% к 2022 году. Особенно негативно люди восприняли введение денежного налога на использование мессенджера WhatsApp.
Первоначально протесты носили мирный характер. Демонстранты на центральных площадях страны требовали отставки правительства, роспуска парламента и проведения досрочных выборов, в то время как экономическая ситуация стремительно ухудшалась. Политическую арену заполнили «исполняющие обязанности», что было воспринято обществом как оскорбление.
Протесты начали приобретать более радикальную форму. В толпах демонстрантов появились крепкие люди, которые стали совершать нападения как на представителей полиции, так и на самих протестующих. Западные СМИ утверждали, что это были группы, связанные с поддерживаемой Ираном организацией «Хезболла». Представители партии стабильно имеют свои места в правительстве и, по всей видимости, новое видение политического устройства Ливана им не нравилось.
В декабре 2019 года формированием кабмина занялся член суннитской общины Хасан Диаб. Появление Диаба стало результатом соглашения между «Хезболлой», шиитской фракцией «Амаль» и маронитским «Свободным патриотическим движением», членом которого является бывший президент Ливана Мишель Аун. Официально Диаб стал премьер-министром 21 января 2020 года. Однако остановить кризис это не помогло.
Тяжелый 2020-й
Ситуацию усугубила катастрофа, произошедшая в порту Бейрута. Там 4 августа 2020 года раздался мощный взрыв, в результате которого погибли по меньшей мере 210 человек, около 6 тысяч получили ранения. По информации властей, причиной трагедии стала детонация хранившихся на складе свыше 2,7 тысячи тонн аммиачной селитры, конфискованной таможенными службами с судна Rhosus еще в 2014 году.
Сила ударной волны была так велика, что это вызвало разрушения в кварталах, находящихся на расстоянии нескольких километров от места происшествия. Отголоски взрыва были слышны даже в столице Кипра Никосии за 250 км от Бейрута. Иорданские сейсмологи объявили, что по мощности катастрофа соответствовала землетрясению магнитудой 4,5 балла. Губернатор Бейрута Марван Аббуд сообщил, что нанесенный городу ущерб превышает 3 млрд долларов. После случившегося правительство подало в отставку.
Расследование происшествия на протяжении долгого времени было приостановлено из-за политического вмешательства властей. В январе 2023 года суд попытался возобновить свою работу, однако чиновниками было приказано не рассматривать его решения, которые включали обвинения против высокопоставленных представителей власти. На сегодняшний день политики сохраняют значительное влияние на назначение судей в Ливане. Группа ISG сделала заявление, что «обеспокоена» отсутствием прогресса в расследовании.
«Вакуум власти»
За последние два года кризис в Ливане лишь набирал обороты. Усилилось падение ВВП, стали регулярными отключения воды, возникли проблемы с отсутствием электричества, топливом на АЗС, дефицитом медикаментов. Средний класс прекратил свое существование, бедные слои населения стали нищими. Все это время политическая сцена страны также оставалась нестабильной.
В 2022 году депутаты ливанского парламента так и не смогли уложиться в отведенное Конституцией время до 31 октября, чтобы избрать нового главу государства вместо уходящего в отставку Мишеля Ауна. Все четыре попытки законодателей оказались неудачными. Нынешний «вакуум власти» обещает быть особенно напряженным. Экономические и политические потрясения обрушили ливанскую валюту более чем на 90%, обескровили финансовую систему, лишили граждан накоплений.
Требования западных партнеров
Выход из кризиса напрямую зависит от международной помощи, но есть нюанс в виде требований зарубежных партнеров. Получение поддержки невозможно без проведения ряда реформ, на которых настаивают представители международного сообщества. Без действующего правительства их осуществление не представляется возможным.
Власти Ливана и Международный валютный фонд (МВФ) 7 апреля 2022 года объявили о заключении соглашения, предусматривающего финансирование на сумму 3 миллиарда долларов США на 46 месяцев. Взамен Ливан обязался реструктурировать банки, принять закон о контроле за движением капитала и пересмотреть положения о банковской тайне.
Центральный банк Ливана 1 марта заявил, что будет продавать доллары США по курсу 70 000 фунтов стерлингов за доллар, но официально американская валюта стоит 15 000. Унификация множественных обменных курсов также стала одним из нескольких предварительных условий, поставленных МВФ Ливану для получения пакета финансовой помощи.
Однако представители фонда заявили, что в прошлом году прогресс в осуществлении изменений был «незначительным» и основную часть реформ еще предстоит провести, несмотря на серьезность кризиса.
Комментируя заявления группы ISG, политолог Дмитрий Бабич в беседе с международной редакцией ФАН предположил, что Запад мог поставить и политические условия — например, недопущение «Хезболлы» к участию в выборах.
«Усилиями либеральных журналистов "Хезболла" демонизируется. Это легальная партия, не стоит ее причислять к организациям типа "Братьев-мусульман"✱ (запрещено в РФ). Она объединяет мусульман-шиитов. Традиционно устройство политической сцены соответствует соглашениям Национального пакта. Западные "партнеры" решили, что это не демократично и надо дать возможность парламенту решать вопросы построения вертикали власти. В итоге получилось, что президента выдвинет "Хезболла", а это категорически не устраивает Запад», — отмечает эксперт.
Сегодня Ливан как государство находится в очень непростой ситуации, оказавшись на краю пропасти, готовой поглотить страну. Необходимость действий для преодоления кризиса вынуждает политиков идти на условия Запада, однако нет никакого понимания, удастся ли сформировать постоянное правительство, избрать главу государства и прийти к общему соглашению, куда двигаться дальше.
- ✱ - запрещенная в РФ террористическая организация
Иван Бегмат
Читайте нас: