Ход спецоперации наглядно продемонстрировал недопустимость задержек в поставках нового оборудования для российских подразделений.
На днях президент России Владимир Путин подписал указ, регламентирующий деятельность предприятий военно-промышленного комплекса в условиях военного времени. Согласно тексту документа, требования распространяются также на предприятия, работающие с ВПК на условиях межзаводской или межотраслевой кооперации.
Так, в случае если организация или предприятие является исполнителем по государственному оборонному заказу (ГОЗ) и нарушает взятые в рамках заказа обязательства, в условиях военного положения права акционеров и руководящих органов могут быть приостановлены до окончания этого режима.
Известно, что Минпромторг РФ в последнее время существенно нарастил выпуск продукции военного назначения, а предприятия ВПК, задействованные в исполнении ГОЗ, во многих случаях перешли на работу в круглосуточном режиме. Все это позволило поднять выход готовой продукции, однако следует понимать, что работа фактически построена на «режиме мирного времени». Это даже в условиях введения уголовной ответственности за задержки в выполнении военных заказов не всегда может повлечь наказание лиц, виновных в срыве производственной программы.
При введении военного положения автоматически «включаются» все правовые основания для привлечения к ответственности руководителей, неспособных организовать производственный процесс, или акционеров (а они могут иметь иностранные корни), влезающих в процесс управления предприятием таким образом, каким может быть нарушено выполнение ГОЗ.
Вышедший указ президента можно рассматривать как последнее предупреждение бизнесу, вовлеченному в исполнение гособоронзаказа, но отчего-то не спешащего оперативно включаться в работу в нужном ритме. При этом следует помнить, что военное положение согласно действующему законодательству может быть введено не только во всей стране, но и в отдельных регионах — например, там, где расположены критически важные предприятия, от работы которых зависит положение дел на фронте.
Включая такой механизм контроля и управления, государство мгновенно меняет «правила игры» для нерадивых собственников — например, условного патронного завода. Срыв ими производственного плана может стать причиной отстранения действующего руководящего звена с одновременной приостановкой прав акционеров до отмены военного положения. В России есть множество успешных предприятий ВПК, где сформировались крепкие коллективы с грамотными управленческими кадрами. Из них в короткие сроки можно собрать управленческие команды для «отстающих» предприятий — и они приказом минпромторга могут быть быстро направлены на необходимые направления.
В то же время ясно, что значительная часть предприятий столкнулась с огромными трудностями после введения санкций и закрытия импорта отдельной номенклатуры деталей, идущих на производство продукции военного назначения. Именно для них вводились элементы параллельного ввоза и другие обходные схемы, призванные закрыть производственные потребности.
Наибольшее внимание к себе привлекают так называемые «предприятия окончательной сборки», откуда продукция выходит в, скажем так, боеготовом виде. Например, если это завод, выпускающий автомобильную технику, то на выходе мы увидим какой-нибудь боевой «Тигр» или грузовой «КамАЗ».
Однако, такие предприятия по сути являются сборочной площадкой, куда стекаются узлы, детали и агрегаты с других площадок, работающих на основе производственной кооперации. Например, для выпуска автомобиля может быть задействовано несколько десятков смежных заводов, которые специализируются на конкретном виде продукции: двигатели, трубопроводы, электрическая проводка, резиновые шины, приборы, подшипники, фары и многое другое. Если какое-то из смежных предприятий не поставит в срок свою продукцию, например, двигатели, то и автомобиль не будет вовремя сдан, а государственный оборонный заказ не будет исполнен.
А представьте, если речь идет о заводе, выпускающем высокотехнологичные изделия — например, самолеты или ракеты. У них счет смежных площадок, работающих по кооперации, идет не на десятки, а на сотни. Какова должна быть работа производственной логистики, чтобы не сорвать установленный заказчиком ритм поставок?
Кого винить в случае срыва контракта — предприятие окончательной сборки или завод по производству агрегатов — будет разбираться минпромторг.
И главное: во всей изложенной конструкции главным будет не только поиск виноватых, но и помощь минпромторга в такой организации производства, при которой необходимости искать виновных не было бы в принципе. Только так мы придем к победе – через правильную организацию труда, логистики и грамотного распределения имеющихся ресурсов. Так, как это было сделано во время Великой Отечественной войны.
Алексей Суконкин
Читайте нас: