24 февраля Пекин обнародовал план мирного урегулирования военного конфликта между Украиной и Россией: «Позиция Китая по политическому разрешению украинского кризиса».
В документе 12 пунктов:
— уважать суверенитет, независимость и территориальную целостность всех государств, соблюдать международное право и устав ООН;
— отказаться от «мышления холодной войны», соблюдать принцип, что «безопасность одной страны не должна обеспечиваться за счет других», принимать во внимание «резонные интересы и легитимные озабоченности в сфере безопасности всех стран», не расширять военные блоки;
— прекратить военные действия и избегать новой эскалации, поддержать возобновление прямого диалога Москвы и Киева, а мирные переговоры при содействии мирового сообщества — «единственный выход из украинского кризиса»;
— разрешить гуманитарный кризис на принципах нейтралитета и беспристрастности без политизации возникающих вопросов и с ООН в качестве координатора деятельности в зоне конфликта, не обстреливать мирное население и содействовать обмену военнопленных;
— обеспечить безопасность атомных электростанций и других мирных атомных объектов;
— противостоять угрозе применения ядерного, химического или биологического оружия;
— содействовать экспорту зерна в рамках сделки между Украиной, Россией и Турцией;
— отменить односторонние санкции, которые не решают текущие проблемы, а создают новые;
— обеспечить устойчивость производственных цепочек и цепочек поставок, не политизировать мировую экономику, помочь преодолеть последствия кризиса в области энергетики, финансов, торговли зернами и логистики;
— содействовать мирному восстановлению в зоне конфликта, в чем китайская сторона готова оказывать помощь.
В Вашингтоне китайский план по урегулированию конфликта на Украине приняли в штыки. Инициативы Пекина там оценивают как диверсию против воплощения «западной формулы мира» и опасаются роста поддержки России со стороны нейтральных стран.
США уверены, что целью плана является дискредитация идеологии коллективного Запада в глазах «коллективного Юга», который колеблется. Теперь Пекин сможет свободно указывать Западу на двойные стандарты. Фраза «это другое», когда западников ловят на двойных стандартах, на глобальном Юге все больше вызывает отторжение. Тем более что американские неоконсерваторы (неоконы) открытым текстом требуют прекратить уважать суверенитет так называемых «недемократических стран».
Это подталкивает лидеров многих арабских, латиноамериканских и африканских стран к союзу с Китаем, который, в отличие от Вашингтона, обещает «уважать суверенитет» без различия характера правящего режима той или иной страны.
Помимо этого, Китай теперь чувствует себя более свободным по отношению к России и помощи ей, в том числе и военной. А самим фактом своих «мирных инициатив» Пекин чётко дал понять, что поражение РФ не в его интересах.
Представитель Госдепа США Нед Прайс напомнил, что высокопоставленный член правительства КНР Ван И недавно прилетал с визитом в Москву, однако не стал посещать Киев. «Поэтому мы скептически относимся к идее о том, что данное предложение сыграет конструктивную роль», — заключил американский чиновник.
В Штатах не без основания считают, что адресатом китайского плана мирного урегулирования конфликта на Украине являются не только противоборствующие стороны, но и коллективный Запад, поддерживающий Киев в этом конфликте, а также большое количество стран, сохраняющих нейтралитет, и что одной из целей китайской инициативы является подрыв усилий Запада по вовлечению в проукраинскую коалицию новых стран.
Еще перед обнародованием плана Запад довольно холодно оценил намерения Пекина выступить с некими мирными предложениями. Для того чтобы заранее подорвать пропагандистский эффект от китайской инициативы, США усилили давление на Китай, вбрасывая заявления, что Пекин якобы намерен начать поставки оружия Москве.
В США также неожиданно вспомнили о теории «лабораторного происхождения» COVID-19. Американцы вновь заявили, что якобы коронавирус SARS-CoV-2, приведший к пандемии, вырвался из лаборатории Уханя.
Президент США Дж. Байден на корню отверг китайское предложение: «План Китая выгоден только России», — заявил он.
Главным упреком к Китаю со стороны украинской власти является то, что он не предлагает до заключения перемирия вывести российские войска, что является главным условием Киева для возобновления переговоров об урегулировании конфликта. Таким образом, по логике Киева и Запада, Пекин подыгрывает позиции Москвы, которая готова вернуться к диалогу без предварительных условий.
Китайцы предлагают начать прямые переговоры между Киевом и Москвой (то есть без участия в них западных союзников). Для западных стран это звучит как прямой вызов.
Настораживает западников и пункт об уважении территориальной целостности, поскольку в контексте китайской инициативы он выглядит не столько проукраинским, сколько прокитайским, связанным с тайваньской проблемой. Международное сообщество считает Тайвань территорией Китая, но при этом США требуют от КНР не пытаться силой вернуть остров себе и грозят за такие попытки жестким ответом. И, таким образом, Пекин как бы ставит перед Западом вопрос: если вы призываете уважать территориальную целостность Украины, то почему вы не уважаете территориальную целостность Китая?
В своих предложениях Пекин настаивает на том, что «нельзя подливать масло в огонь и накачивать противостояние», имея в виду, очевидно, поставки западного оружия Киеву. Китайцы призывают к отмене санкций, что также является важным элементом «наказания» России.
Раздражает Запад и тезис о недопущении обеспечения безопасности одних стран за счет других. Это похоже на призывы России во время переговоров с США и НАТО накануне вторжения, дать ей гарантии непринятия в альянс Украины.
Пекин раскритиковал также принцип создания военных блоков и вовлечения в него региональных держав. Этот тезис скорее относится к самому Китаю, против которого Вашингтон также формирует коалицию через различные блоки, такие как AUKUS (Австралия, Великобритания и США).
В силу данных обстоятельств китайский план был встречен на Западе с нескрываемым раздражением. Так, советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что для него достаточно только первого пункта, где говорится об уважении суверенитета всех стран. «Украина не нападала на Россию. НАТО не нападала на Россию. США не нападали на Россию. Это был конфликт выбора, который вел Путин», — заявил Салливан в комментарии CNN. По его словам, конфликт «может закончиться завтра, если Россия выведет свои войска».
Госсекретарь США Энтони Блинкен также заявил о якобы противоречивости предложений Пекина. «Вы знаете, в китайском плане 12 пунктов. Если бы они серьезно отнеслись к первому пункту — суверенитету, тогда этот конфликт закончился бы завтра», — заявил Блинкен в программе «Доброе утро, Америка» телекомпании ABC. Китай, по словам госсекретаря, стремится усидеть на двух стульях. «С одной стороны, он пытается представить себя как нейтральную и ищущую мира силу, а с другой — поддерживает ложный российский нарратив», — отметил Блинкен. При этом Пекин, по его словам, передает невоенную помощь Москве «через свои компании» и «сейчас размышляет о военной помощи».
С прямо-таки истеричным по тону заявлениям о плане Пекина выступил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. По его мнению, план Китая в принципе не стоит рассматривать без учета близости Пекина и Москвы. «К Китаю нет большого доверия, так как они не смогли осудить действия России. И они подписали соглашение о безлимитной дружбе с Россией», — отметил он на пресс-конференции в Таллине.
Во всем мире политологи заранее предполагали, какой будет реакция западных стран на китайский план, благо Пекин поделился наработками со всеми заинтересованными сторонами, и в этой связи эксперты пытаются разгадать, а зачем Пекину вообще была нужна публикация этого плана?
По мнению известного украинского политолога Вадима Карасева, через год после начала российской спецоперации на Украине Китай с его нынешним геополитическим и экономическим весом уже не мог «просто смотреть со стороны за развитием конфликта, который приобретает все больший масштаб». И его обращение в виде набора мирных предложений адресовалось, помимо Украины, Запада и России, «третьим странам», то есть тем, кто не встал ни на чью сторону в конфликте Москвы и Киева, поддержанного США и союзниками.
«А Китай претендует на моральное лидерство, прежде всего среди стран, оставшихся в таких условиях нейтральными. Расчет делается на то, что Пекин выступает за мир, обвиняя при этом США, что те, мол, только разжигают конфликт», — добавил Карасев.
В свою очередь украинский политолог Руслан Бортник считает, что «Китайский план — это элемент глобальной — и в данном случае идеологической — конкуренции между Пекином и США. Пекин осуждает санкционное давление, разрушение (вследствие в том числе санкций) мировой торговли, создание кризисов, что в совокупности якобы несет западная политика. Это делается, чтобы попытаться перетащить на свою сторону страны Глобального Юга, для которых по сути китайский план и был написан».
С этим связана, как считает эксперт, серия заявлений на Западе, начавшаяся в преддверии обнародования пакета мирных предложений Пекина и продолжающаяся до сих пор, что видно по заявлению Блинкена о якобы рассматриваемой китайским руководством возможности военной помощи России. «Это попытка дискредитировать позицию Китая, что является ходом уже Запада в конкуренции с Пекином за нейтралов и одновременно в поддержание западного единства, которому, как считается, угрожает миротворческий поход китайцев», — полагает Бортник.
Среди политологов существует мнение, что Китай, решив занять позицию морального превосходства, не хочет брать на себя обязательства, оставляя поле для интерпретаций настолько широким, насколько это возможно — на всякий случай. Позиция «за все хорошее против всего плохого» позволит КНР продолжать критиковать США, продвигать свой нарратив о «справедливом мире», сплачивая незападные государства Юга и Востока, и при этом не занимать какой-то слишком уж откровенной позиции по Украине.
Схожая трактовка присутствует и в оценках западных СМИ. «Китай не может допустить, чтобы Россия проиграла, потому что тогда США сосредоточатся на нем», — написал член совета по политике в области иностранных дел госдепартамента США Хэл Брэндс в колонке для Bloomberg.
Запад посчитал, что Китай своим планом встал на сторону России, а предложенной позицией по Украине это просто демонстрирует.
Существуют веские причины, по которым Китай не хотел бы быть втянутым в конфликт — такие как страх международного осуждения, дальнейший ущерб отношениям с Европой и подверженность санкциям США. Тем не менее, есть одна очень веская причина, по которой Си все же может вмешаться: он не может допустить, чтобы Путин проиграл, потому что это позволит США сосредоточиться на Пекине.
Какой будет реакция Китая на неприятие и даже осуждение его плана сейчас, — интрига. Но ответ его явно не будет скоропалительным. Возможно, многое прояснит приезд в обозримом будущем китайского лидера Си Цзиньпина в Москву.
Ряд экспертов указывают, что одним из главных адресатов китайского плана являются европейские страны, от которых американцы требуют все новых жертв во имя Украины. Среди них требование сократить товарооборот с Китаем. А, как известно, выгодный товарообмен с Китаем являлся и пока еще является одним из условий благосостояния европейцев.
Ключевым для Китая пунктом в плане является «стабильность цепочек производства и поставок». Пекин реально опасается, что его торговлю с ЕС могут ограничить. Речь идет о товарообороте на сумму 850 млрд. долл.
В последнее время Европа стремится заменить для себя Китай Индией. Туда постепенно переносят из Китая свои производства крупнейшие европейские компании. Меняются соответствующим образом цепи поставок и логистика. Параллельно Транссибу и китайскому Новому шелковому пути Западом выстраивается маршрут по линии АСЕАН — Индия — Ближний Восток — Европа. Это создает серьезную угрозу китайской торговле с ЕС.
Пекин стремится избежать разрыва с Европой, которая в свою очередь заинтересована в сохранении выгодного товарооборота с Поднебесной, но вынуждена следовать указаниям «заокеанского обкома».
Вместе с тем, после обнародования «мирного плана» Китай становится центром дипломатических визитов. Помимо поездки в Пекин Лукашенко и его встречи с Си о намерении посетить Китай, в начале апреля сообщил Макрон; в первой половине 2023 года, пишет Reuters, посетить Китай планируют президент Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен и глава Евросовета Шарль Мишель. По сообщению Белого дома в «не очень отдаленном будущем» может состояться беседа Байдена и Си. Но особое значение имеет предстоящий визит Си в Москву.
Между тем, в Китае не исключают того, что конфликт из-за Тайваня с подачи США может перерасти в острую фазу. С учетом этого обстоятельства Пекин активно занимается перестройкой экономики с упором на внутреннее потребление и на других внешнеэкономических контрагентов.
С разрывом экономических связей с Западом Китаю есть что терять: за 2022 год товарооборот Китая с США почти в четыре раза превышает товарооборот Китая с Россией: 759,427 млрд. дол. и 190,272 млрд. долл. соответственно.
А общий товарооборот Китая с Евросоюзом и США в 2022 году достиг 1,6 трлн. долл. — в 8 раз больше, чем с Россией.
Таким образом, вероятность того, что в ближайшее время Китай начнёт поставлять России военную технику и боеприпасы, невелика. Но всё может резко измениться, если Китай окажется под масштабными санкциями США и ЕС в связи с обострением тайваньского кейса. Тогда ему будет уже нечего терять.
Мирная инициатива Китая не привела и не могла привести к деэскалации напряженности между Западом и Россией. И к миру на Украине она никого не приблизила. Зато реакция на эти предложения со стороны США и их союзников сделала Китай гораздо ближе к России.
Китай в глазах Запада и при его непосредственном участии уже превратился в могущественного военного союзника России. Пройдет совсем немного времени, и также будут воспринимать Китай во всем незападном мире. И в этом колоссальный просчет американской администрации и глубинного американского государства.
Так Китай своим «мирным планом» меняет международную обстановку и вынуждает Запад беспокоиться, впадать в истерику и совершать ошибки. И главная из них состоит в том, что США своими руками создают и укрепляют военно-политический и экономический союз России и Китая, к которому присоединяются все больше стран «третьего мира», желающие избавиться от неоколониального диктата Запада.
Самое удивительное в этой истории, что американцы прекрасно понимают политические последствия своих действий, в том числе то, что, пытаясь разрушить экономические связи Китая с Европой, окончательно добивают своего европейского союзника-вассала. А укрепляя союз Пекина и Москвы, создают для себя могущественного противника, которого не смогут победить ни с экономической, ни с политической, ни с военной точек зрения.
Понимают, но не могут остановиться из-за упрямства и некомпетентности политиков, которым, что называется, вожжа (в виде русофобии) попала под хвост. Эти политики напоминают также мышей, пожирающих кактус: больно, невкусно, но невозможно остановиться. Отсюда злоба и истерика. Как говорится, за что боролись, на то и напоролись.
Сергей Кузнецов,
Читайте нас: