В парламенте Венгрии пока окончательно не определились, согласовывать ли заявки Финляндии и Швеции на вступление в Североатлантический альянс. Об этом
При всей сложности отношений венгерских властей с правителями Евросоюза и примкнувшими к ним финнами и шведами вряд ли только этим объясняется позиция Будапешта в вопросе о расширении НАТО. Полагаю, у венгров имеются куда более серьезный основания опасаться захвата Североатлантическим альянсом новых европейских территорий. Венгрия не зря была когда-то частью Австро-Венгерской империи – с геополитическим мышлением и исторической памятью у мадьяр все в порядке.
Они не могут не понимать, что означает включение двух скандинавских стран в военный блок НАТО, и без того находящийся в двух шагах от полномасштабной войны с Россией (точнее, от третьей мировой войны).
Присоединение Финляндии и Швеции к НАТО увеличит протяженность восточноевропейского фронта альянса против России почти в два раза. Существенно возрастут оперативно-стратегические возможности вооруженных сил Североатлантического блока. Они получат дополнительное пространство для создания военных угроз России с новых направлений. И это не говоря о чисто количественном наращивании натовских сил за счет не слабых в военном отношении Швеции и Финляндии.
С учетом того, что даже без финнов и шведов в НАТО военно-политическая обстановка в Европе балансирует на краю пропасти, добавление ещё двух стран в состав альянса может создать эффект последней капли, которая переполнит чашу.
Венгры отдают себе в этом отчет. Будучи едва ли не единственной страной-членом НАТО, выступающей против украинской авантюры Запада, Венгрия опасается дальнейшего ухудшения своих позиций в случае, если натовская воинственность будет усилена за счет новых членов.
Венгры и в прошлую мировую войну поначалу не очень-то стремились участвовать в гитлеровском нашествии на Россию. Они отказались от одновременного с немцами открытия фронта против СССР. Однако немцы додавили Будапешт. Для этого Гитлер отдал приказ разбомбить находившийся тогда в составе Венгрии словацкий город Кошице, взвалив вину за это на Советский Союз. Тогда венгры перестали противиться, 27 июня 1941 года они объявили войну СССР. А в Будапеште с тех пор отмечают годовщину «варварской советской бомбардировки Кошице»...
Венгерский пропагандистский плакат на ту же тему
В ходе гитлеровского похода на Восток 9-миллионная Венгрия потеряла на Восточном фронте 300 тысяч своих солдат и офицеров только убитыми. А после войны она как одна из стран-агрессоров была оккупирована советскими войсками.
Венгры никогда не жаловались на национальную память. Знаю это не понаслышке, потому что служил в конце 1980-х годов в советской Южной группе войск на территории Венгрии. И прекрасно помню, как во всех наших гарнизонах вводился режим повышенной боевой готовности в очередные годовщины событий 1956 года, которые кто-то из венгров считает «демократической революцией», а мы – попыткой переворота, устроенной с подачи американцев недобитыми нацистами.
«Демократическая революция» венгерского образца, 1956 год
Можно не сомневаться, что печальные для них уроки Второй мировой войны в Венгрии не забыты. И это может быть куда более важной причиной отрицательного отношения венгров к расширению НАТО за счет Финляндии и Швеции, чем все дрязги внутри Евросоюза.
Историческая память народов, которые от природы такой памятью наделены, имеет порой куда большее значение в процессе принятия решений, чем политическая конъюнктура. И у венгров сейчас такой случай.
Читайте нас: