Сообщается, что 1 апреля 2023 года должен заработать новый трубопровод, который призван решить проблему водоснабжения Донбасса. Вот только важный нюанс заключается в том, что вода в новые российские регионы пойдет не с Днепра, а с Дона. Какими могут быть последствия такого решения?
Обезвоживание
Безо всякого преувеличения можно сказать, что Донбасс уже второй год живет в условиях настоящей гуманитарной и экологической катастрофы. Более того, с полным на то основанием можно утверждать, что население региона сознательно подвергается геноциду со стороны киевского режима, который проявляется не только в регулярных террористических обстрелах крупнокалиберной артиллерии ВСУ, но путем создания невыносимых условий для жизни.
Когда сегодня граждане Незалежной искреннее возмущаются «а нас за шо?», они почему-то напрочь забывают, что происходящий сегодня откровенный трэш начали их собственные власти. Так, в 2014 году это Киев в одностороннем порядке перекрыл поставки воды и электроэнергии в Крым. Помнится, украинские острословы шутили «уходя, выключай свет». Хорошо ли, плохо ли, но восемь лет спустя кармический бумеранг вернулся обратно. То же самое киевский режим планировал предпринять и в отношении провозглашенных Донецкой и Луганской Народных Республик, однако с реализацией подобных людоедских планов была одна сложность, техническая.
Степной Донбасс всегда страдал от маловодья, что стало критической проблемой при его индустриализации. Решить ее удалось при СССР за счет строительства двух каналов. Первый – это искусственный канал энергетического типа «Северский Донец – Донбасс», забор воды в который осуществляется в районе поселка Райгородок в окрестностях Славянска. Без освобождения Славянско-Краматорской агломерации говорить о восстановлении водоснабжения Донбасса не приходится. Второй канал «Днепр – Донбасс» берет начало в Каменском водохранилище на Днепре, и вода по нему поступает через Днепропетровскую и Полтавскую области, потом через Харьковскую и только затем запитывает реку Северский Донец. Оба канал энергетического типа, то есть, достаточно выключить насосы, и вода прокачиваться перестанет.
Почему украинские нацисты не выключили их сразу же в 2014 году?
Потому что снабжение Мариуполя и других населенных пунктов юга Донбасса тогда тоже было бы прекращено. Но Мариуполь, как известно, до 2022 года был оплотом самых идейных нацистов из «Азова» (запрещенная в РФ террористическая организация). Однако то, что системные планы по обезвоживанию ЛДНР у Киева имелись, подтверждается следующими фактами. В Мариуполе при помощи французских специалистов было начато строительство мощного опреснительного завода, а севернее, на подконтрольной ВСУ территории было начато строительство обходного трубопровода. Нет ни малейших сомнений, что по готовности инфраструктуры водоснабжение ДНР и ЛНР было бы прекращено.
И оно действительно было прекращено, но внепланово. Буквально сразу же после начала СВО, в феврале 2022 года, украинские террористы обстреляли из артиллерии наносные станции, что привело к остановке прокачки воды. И вот уже второй год Донбасс живет в условиях жесточайшего дефицита воды. Больше всего страдает Донецк и его окрестности, вынужденные не только девятый год жить под обстрелами ВСУ, но и получать воду либо по часам, либо раз в несколько дней, в зависимости от района.
Разворот рек
Судя по нынешним темпам наступления, освобождения Славянско-Краматорской агломерации придется подождать, но вода Донбассу нужна здесь и сейчас. Поэтому еще в прошлом году было принято неоднозначное решение построить альтернативный водопровод из Дона с территории Ростовской области. Что о нем известно?
Прокладываются параллельно две нитки длиной по 194 километра каждая. Строятся насосные станции, электроподстанции и накопители воды на 10 тысяч кубических метров. Как утверждается, были учтены особенности заболоченности поймы Дона и периодических паводков. Предусмотрена дополнительная дамба и молы из щебня как защита ото льда. Мощность нового гидротехнического сооружения составит до 300 тысяч кубометров воды в сутки. Воды из Дона пойдет в канал Северский Донец. К процессу строительства привлечены 3200 специалистов и свыше 1300 единиц техники. Изначально планировалось, что водопровод заработает 1 марта 2023 года, но сроки пришлось сдвинут вправо ровно на месяц, до 1 апреля.
После запуска его в строй острота проблемы Донбасса начнет уменьшаться, однако новые проблемы могут возникнуть уже в Ростовской области. Дело в том, что Дон сам последние годы страдает от маловодья. Более подробно об этой проблеме, которая может привести к экологической катастрофе, мы рассказывали еще в 2021 году. Декан факультета биоинженерии и ветеринарной медицины Донского государственного технического университета, доктор биологических наук Алексей Ермаков назвал изданию «АиФ» следующие цифры:
Согласно Третьему оценочному докладу Росгидромета, в настоящее время бассейн реки Дон переживает период весьма существенного маловодья. После нескольких периодов распреснения в многоводные годы (1977-1983, 1986-1998, 2001-2006), начиная с 2007 года, Азово-Черноморский бассейн вступил в очередной цикл снижения материкового стока. Среднее годовое значение солености в собственно Азовском море повысилось с 9,6 промилле в 2006-м до рекордных величин - 15,10 промилле в 2020-м.
По его словам, даже без откачки больших объемов воды наблюдаются негативные тенденции:
Снижение водности реки Дон привело к повышению уровня минерализации воды в его нижнем течении и учащению адвекций солёных азовских вод в устье реки в периоды нагонных ветров. Увеличение безвозвратного изъятия стока реки Дон в сегодня может привести к увеличению частоты неблагоприятных явлений, что чревато экологическими, экономическими и социальными последствиями ввиду нехватки пресной воды в нижнем течении реки Дон.
Какой мы можем сделать вывод?
Если рассматривать переброс воды из Дона в качестве непростого, но временного решения, принятого для спасения наших людей, оно является приемлемым. Однако если временное станет постоянным, то тогда проблемы, которые не решить потом по щелчку Высочайших пальцев, начнутся уже на Дону. Полностью разрешить проблему обезвоживания Донбасса можно лишь, если дойти до Днепра и взять под контроль ВС РФ всю водотранспортную инфраструктуру, как это было проделано в Херсонской области для Крыма. Суррогатные решения решением не являются.
Сергей Маржецкий