Грузино-абхазская война 1992 -1993 гг. считается одним из самых кровопролитных межэтнических конфликтов на территории Южного Кавказа. Это вооруженное противостояние явилось следствием парада суверенитетов, последовавшим за развалом Советского союза.
Изначально, Абхазия и Грузия являлись субъектами с равными правами, между которыми был заключён союзный договор. Но в 1931 году Сухум присоединили к Грузинской ССР на правах автономии. В те годы в руководстве СССР было много грузин, в результате РА утратила статус союзной республики.
После этого началось массовое заселение абхазских земель грузинами.Из школьных программ исключили изучение родного языка, а грузинский сделали обязательным. Абхазская письменность получила грузинскую графическую основу. Фактически абхазы стали второсортными людьми на своей земле. Эти события привели к напряженности в отношениях двух народов.
Последствия
До распада Советского Союза РА имела статус автономной республики в составе Грузинской ССР. В августе 1990 года, на фоне обострившихся межэтнических противоречий в регионе и ослабления центральной власти в Советском Союзе абхазское руководство приняло Декларацию о суверенитете Абхазской автономной советской республики. В апреле 1991 года Грузия, взявшая курс на окончательное отделение от Союза, сама заявила о независимости. Нежелание Сухума следовать в фарватере политики Тбилиси привело к обострению противоречий в 1992 году. К августу противостояние между двумя государствами перешло в фазу открытого военного конфликта – с применением авиации, артиллерии и другого оружия.
Победа абхазам далась нелегко
С первого дня агрессии грузинские боевики сжигали дома и сёла, убивали мирное население. Помимо физического истребления, проводился культурный геноцид. Уничтожались памятники истории абхазского народа, музеи и библиотеки, были разграблены и сожжены театры, институты, школы, архивы, университет. Экономический ущерб, нанесённый республике, составил свыше 11 млрд. долларов.
Итоги грузино-абхазской войны
«Драма» послевоенной ситуации такова, что никто не может предсказать будущее грузино-абхазских отношений. Если бы вскоре после войны в Тбилиси одумались, признали свою вину, наказали инициаторов военного кошмара, сегодня ситуация выглядела бы иначе. Но на это грузины не пошли. Они не захотели взять на себя ответственность за случившееся. Напротив, бросились искать оправдания.
Наладить грузино-абхазские отношения возможно, но только при условии признания тбилисским руководством послевоенных реалий. И прежде всего, это – согласие на заключение договора о неприменении силы, отсутствие которого формально означает, что обе страны находятся в состоянии войны. Образно говоря, «золотой ключ» к решению конфликта находится в руках Грузии.
Дамир Кацуба
Читайте нас: