Россия стала урановым чемпионом планеты. Радостную новость тиражируют ведущие отечественные СМИ. Аналитик Борис Марцинкевич пояснил, что именно скрывается за фасадом красивых заголовков.
«А еще Россия готовит миссию на Луну, снижает уровень безработицы, набирает популярность в Латинской Америке, Африке и Азии. Вот они, серые будни изолированной страны под санкциями…»
Формула безопасности
Однако главный редактор аналитического онлайн-журнала «Геоэнергетика» Борис Марцинкевич в разговоре с «ПолитЭкспертом» напомнил, что у страны был повод порадоваться этой новости еще десять лет назад, ведь именно тогда корпорация «Росатом» стала мировым лидером по производству топливного урана и все эти годы удерживала свои позиции.
«Этому статусу уже десять лет. Компания Uranium One Inc. на 100% принадлежит "Росатому". То, что происходит сейчас, это внутрикорпоративные перестановки пакетов акций, если Uranium One Inc. была зарегистрирована в Канаде, а совладельцами совместных предприятий в Казахстане были подразделения, зарегистрированные в Нидерландах, то сейчас все сосредоточено в руках российской кампании», — пояснил собеседник издания.
До относительно недавнего времени подобная схема владения, добычи и последующего обогащения природного урана до состояния реакторного топлива была приемлемой, вторит Марцинкевичу эксперт РИА Новости Савчук. По его словам, российская корпорация через свое канадское представительство владела долями казахских урановых рудников, что с точки зрения международного права позволяло легко отбиваться от всех обвинений в попытке монополизации рынка.
«В реалиях 2023 года подобные мелочи уже не особо актуальны, и, по существу, Россия окончательно утвердилась в статусе главного мирового производителя топливного урана. Да, по большому счету идет внутрикорпоративное перераспределение активов, однако это полностью укладывается в геополитический курс России, основанный на скрупулезном соблюдении всех юридических тонкостей», — пишет публицист.
Отныне все активы сосредоточены в «Росатоме». И это не только свидетельствует о тесном сотрудничестве России и Казахстана, но и говорит о закате эпохи надежд на равноправное взаимодействие с западными системами. Москва становится глобальным игроком на геополитической арене. После печального опыта огульно доверять бывшим партнерам Россия теперь не может.
«"Росатом" сейчас полностью обезопасил себя от каких-либо действий Канады и Нидерландов. Это связано с контрмерами. Никаких санкций в отношении "Росатома" не было, но он не хочет ничего испытывать на собственной шкуре. Делает то, что должен делать», — заключил Марцинкевич.
Мирный атом
Российский мирный атом, несмотря на недовольство Запада, уверенно шагает по планете. По словам главы «Росатома» Алексея Лихачева, в очереди за российскими АЭС стоит Венгрия, Узбекистан и Киргизия. Близок к заключению прямых соглашений Судан, Зимбабве, ЮАР, Саудовская Аравия и Мали. Идут переговоры о строительстве атомной электростанции сразу на четыре энергоблока и с Казахстаном.
«Окончательного выбора Астана еще не сделала. Думаю, в соответствующем порядке специалисты сейчас изучают технологии. Если говорить условно, в финал вышли китайские, французские и российские компании. Китайские атомщики не могут предложить комплект к договору по облученному ядерному топливу, здесь объективно должен быть выбор в пользу "Росатома". Французские атомщики отличаются невероятной дороговизной и постоянным затягиванием всех выполняемых контрактов. Когда и как будет делать выбор Казахстан, зависит от решения внутри страны», — резюмировал эксперт.
Поставки урана из России в Китай сильно беспокоят власти Соединенных Штатов, считают аналитики Bloomberg. Китайские военные производства могут наращивать выработку оружейного плутония, считают журналисты. По их мнению, об этом может свидетельствовать увеличение уровня поставок
Читайте нас: