Пышная борода, крепкое телосложение, звонкий смех на весь автобус. Так сразу и не скажешь, что стоящий перед тобой человек в пуховике и тактической бейсболке еще вчера рисковал жизнью на поле боя под артиллерийским обстрелом ВСУ.
Командир штурмовой группы ЧВК «Вагнер» Айк Гаспарян с позывным Абрек вернулся домой спустя полгода страшных боев за свою страну и свободу. Ранее он отбывал наказание в колонии строгого режима — из семи лет половину Гаспарян уже отсидел. И все равно пошел воевать — за идею и чтобы восстановить доброе имя.
Как признается боец, это был сложный путь — и он еще не окончен.
«Пока сильно наперед не планирую. Летом, скорее всего, вернусь [на фронт]», — говорит Айк.
На вопрос, чем займется, когда СВО закончится, мужчина отвечает без раздумий:
«Мне есть чем заняться. У меня есть и опыт, и образование. Буду детей тренировать», — сказал он.
Выжили, потому что шли вперед
Еще в Донбассе мне кто-то сказал, что паника во время боя и нерешительность могут стоить человеку жизни. А эти — бывшие арестанты — потому и выжили, что дерзкие, отчаянные и знают зачем они тут, по колено в грязи, крови и под пулями.
По словам Абрека, он и его товарищи всегда идут только вперед. У них нет другого варианта. Поэтому абсолютное большинство обещает, что после непродолжительной передышки они вернутся в зону боевых действий. Там они нашли себя, там им комфортно.
Хотя Гаспарян признается, что восторга некоторых коллег от самого процесса не разделяет. Бои не любит и воспринимает как горькую необходимость — ведь иначе воевать придется уже на своей земле.
«Я защищал нашу землю, нашу идею, наши права. Но я не могу сказать, что мне это приносило какое-то удовольствие. Просто я не глупый человек, я был там, я все видел и могу анализировать. Я понимаю, что все идет к тому, что, если не мы решим проблему, завтра они придут к нам», — говорит он.
Под санкциями — значит, сделал все правильно
В конце декабря Гаспаряна наградили медалью «За отвагу». Вручал ее лично президент России Владимир Путин. А на днях стало известно, что некоторые командиры ЧВК «Вагнер» — в том числе и Абрек — включены в санкционные списки Евросоюза. К такому вниманию — как со стороны своих, так и с другой — Айк относится спокойно. Хотя и умалять своих заслуг он не намерен:
«Давайте будем честными: все патриоты нашей страны входят в этот список. И мне, конечно, это льстит. Находиться на одном уровне с такими людьми приятно. Это что-то типа знака качества».
Тем, кто расстроился из-за невозможности путешествовать по Европе, Абрек советует начать исследовать Россию.
«У нас такие красоты, о которых европейцы могут только мечтать. Пусть они к нам приезжают лучше. Мы должны создать условия для того, чтобы к нам хотели приезжать! У нас для этого есть все — природа Карелии, Дальнего Востока, Кавказа. Я не понимаю, что есть в Европе, чего нет у нас? Иностранные языки? Так у нас их полно! Приезжайте в Дагестан, там много народностей, и у каждой свой язык. Так что у нас все есть, не стоит заморачиваться на этот счет», — призывает он.
Честная сделка
В ЧВК «Вагнер», по словам Айка Гаспаряна, ценят людей и не разделяют по национальностям, религиям или по прошлой жизни. Отбывал ты срок, спасал людей, охранял гаражи или готовил пироги — не особо важно. Главное то, как ты проявил себя на поле боя. Это многих подкупает. Особенно тех, кто ищет второй шанс.
К тому же, добавляет Абрек, в «Вагнере» все прозрачно. Боец с самого начала знает, на что идет, осознает риски, понимает задачи, потому что они честно и четко сформулированы. И главное — он уверен, что ему заплатят в срок и в полном объеме, он будет сыт и одет. А если с ним что-то случится, он станет героем — и все об этом узнают.
Аббас Джума
Читайте нас: